Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
Далекое и близкое
Автор: Марина Сергеевна Тренева
Я с сестрой и тетей Настей (Анастасией Михайловной)
ТютНастя №5 (353) Май 2020 Подписаться

Я узнала ее фамилию спустя десятилетия — Овчинникова. В то далекое время — в 1970-е годы — мне было лет пять, моей сестре на год меньше, ей — около семидесяти. И была она очень миниатюрной, низенького роста сухонькой старушкой. С остреньким подбородком, улыбчивая (а может, просто без зубов, что давало схожее ощущение), в очках коричневой оправы, немногословная. Непременно в светлом платочке, темно-синей полотняной кофточке с крохотными пуговичками настоящего перламутра и длинной темной юбке, собранной в складки на талии. Почти как из сказки. Потому что столь подходящих нам с сестрой по росту взрослых нам никогда до этого видеть не приходилось. Чуть выше нас, детей. Очень удобно общаться — не надо задирать голову, чтобы увидеть ее лицо. На равных были. В прямом смысле слова.

Звали мы ее ТютНастя. Что в переводе с нашего картавого детского языка должно было означать «тетя Настя». Она считалась нашей няней. Няней, сказать по правде, чисто номинальной. Она просто жила у нас в семье и присматривала за нами, чтобы мы не «убились» во время отсутствия родителей — ведь оставлять детей одних в квартире на весь рабочий день опасно.

Квартира — в новостройке на самой окраине Москвы. Тогда окраиной являлось Чертаново. Дальше нашей девятиэтажки домов не было — только конечные остановки трамвая и автобусов. Пока из такого района доберешься до метро, пока на метро до работы, а потом обратно... И, кстати, основные магазины тоже не в шаговой доступности, как сейчас, а на расстоянии двух-шести автобусных остановок. Хорошо, хоть булочная рядом!

Папа — хирург в одной из центральных детских больниц. На работу уезжал в семь часов утра. А приезжал, если не оставался на дежурство или выхаживать прооперированного ребенка, ближе к восьми-девяти вечера. Мама — научный сотрудник. Ей шли навстречу и позволяли какую-то часть работы делать вне стен института. Но всему был предел. К тому же мы с сестрой часто болели. Пока выздоровеем — недели три пройдет. На такой срок не отпросишься.

Мама пыталась обращаться за помощью к соседям, искала подходящие кандидатуры. Снимавшая соседнюю квартиру молодая женщина-маляр уверяла, что не имеет отношения к пропажам продуктов и постельного белья, которые начались после ее приходов. Другая женщина, зрелого возраста, при знакомстве заявила, что не отказалась бы от рюмочки коньяка «за встречу». В результате пришлось обратить внимание на пожилую женщину, помогавшую какому-то семейству по хозяйству где-то в Подмосковье и страдавшую от хозяйского пьянства и обильного мата. Узнав, что в нашей семье не пьют и не ругаются, что мы все крещеные, женщина согласилась жить с нами. Это и была тетя Настя — ТютНастя.

Родители выделили ей комнату, поскольку своего жилья ТютНастя не имела. Кормили. Платили 50 рублей в месяц, что составляло почти половину маминой зарплаты. И не стесняли в исповедании веры Христовой. Собственно, далее речь и пойдет о том, какой в быту была пожилая верующая женщина 1970-х годов, какими были эти женщины (так называемые «белые платочки»), вопреки проводившейся властями политике всегда ходившие с покрытой головой и каждое воскресенье посещавшие храм...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)