Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
История, истории... Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
«Окна ТАСС» на улицах Москвы
Творческий подвиг во имя Победы №5 (353) Май 2020 Подписаться

Н.Ф. Денисовский в мастерской. 1942 год

Эта статья имеет долгую предысторию. Все началось в далеком уже 1974 году, когда судьба свела меня с заслуженным художником РСФСР Николаем Федоровичем Денисовским (1901–1981). В свое время он был одним из основателей «Общества станковистов» (1925), входил в ближайшие окружение В. В. Маяковского и вместе с ним делал санплакаты для Наркомздрава, а также помогал поэту тиражировать «Окна РОСТА»1, позже стоял у истоков «Окон ТАСС»2, в послевоенное время участвовал в организации студии «Агитплакат» при Союзе художников СССР. В его мастерской на Верхней Масловке хранился архив «Окон ТАСС», разбирая который мы говорили о тех героических годах. Николай Федорович сокрушался, что до сих пор никто не удосужился заняться историей советского военно-оборонного плаката. Постепенно я прониклась этой идеей, и она стала темой моей диссертации. Н. Ф. Денисовский отдал мне — уже как единомышленнице — часть архива. Я начала изучать документы, записывать беседы с создателями «Окон ТАСС» — поэтами Александром Жаровым и Михаилом Вершининым, художниками Кукрыниксами3, Борисом Ефимовым, Виктором Масленниковым, Михаилом Соловьевым и другими.

Приближалось 80‑летие Николая Федоровича. Издательство «Плакат» собиралось выпустить альбом, посвященный его работе в «Окнах ТАСС» и «Агитплакате». Он предложил мне написать вступительную статью и подобрать иллюстрации. Как это ни парадоксально, к тому времени о нем не появилось ни единой серьезной публикации. Так я стала первым биографом Н. Ф. Денисовского. К сожалению, он умер, не дождавшись выхода альбома. Не осуществились долго вынашивавшиеся им планы подготовки книги об «Окнах ТАСС». И постепенно я утверждалась в мысли, что должна исполнить его давнишнюю мечту и написать эту книгу. Годы ушли на работу в государственных и частных архивах, сбор воспоминаний участников событий. Многолетняя дружба связывала меня с членом творческого коллектива Кукрыниксов Николаем Александровичем Соколовым; сообщенные им сведения и сделанные уточнения очень мне помогли. Накопленный обширный материал лег в основу монографии «”Окна ТАСС”. 1941–1945. Оружие Победы», увидевшей свет в 2005 году.

Увы, до сих пор об «Окнах ТАСС», этом грандиозном литературно-художественном агитационном проекте времен Великой Отечественной войны, знают мало: на слуху лишь броское странноватое название, вызывающее у большинства людей смутные «плакатные» ассоциации; самозабвенный вдохновенный труд создателей «окон», сами художники и поэты по-прежнему остаются за кадром. Моя книга вышла незначительным тиражом и, можно сказать, растворилась в читательском море. В год 75-летия Победы хотелось бы напомнить читателям о времени, когда, говоря словами поэта, кисть, карандаш и перо были «приравнены к штыку». Предлагаемая статья подготовлена на основе содержащихся в упомянутой книге документальных материалов и дополнена отрывками из недавно напечатанных мной в «Московском журнале» очерков о Н. Ф. Денисовском и Н. А. Соколове4.

Первый сатирический плакат, выполненный графиком-карикатуристом М. М. Черемных («Взял фашист маршрут на Прут»), был выпущен 27 июня 1941 года и выставлен в стеклянной витрине на Кузнецком Мосту, 20, где впоследствии располагалась мастерская «Окон ТАСС».

Плакаты Великой Отечественной возрождали традиции «Окон РОСТА» В. В. Маяковского. Те и другие тиражировались не машинным способом, а вручную с помощью трафаретов. «Окна ТАСС» рассказывали о героизме советских воинов, призывали к защите Отечества, высмеивали Гитлера и его сателлитов. Организатором коллектива и бессменным заведующим редакцией «Окон ТАСС» был Н. Ф. Денисовский, художественным руководителем — живописец и график П. П. Соколов-Скаля. Над плакатами в разное время трудились Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. М. Герасимов, В. Н. Дени, Н. А. Долгоруков, Б. В. Иогансон, Н. Н. Когоут, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Д. А. Налбандян, А. А. Осьмеркин, Ю. И. Пименов, А. И. Плотнов, Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, К. М. Симонов, С. Я. Маршак, И. Г. Эренбург, С. П. Щипачев и многие другие известнейшие художники, поэты, писатели.

Поначалу, рассказывал мне Денисовский, «Окна ТАСС» выходили в одном экземпляре, писались маслом и выставлялись в витрине на стуле или мольберте. Внизу прикреплялся текст и на планшетке — номер выпуска. Вскоре перешли на темперу и акварель, чтобы рисунок можно было размножать посредством трафарета.

Более 300 человек работали с пулеметной быстротой. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники моментально набрасывали эскиз, а поэты (нередко даже опережая художников) сочиняли стихи. При этом часто применялся «семейный подряд». Так, Н. Ф. Денисовский рисовал оригиналы плакатов, а его супруга Надежда Давидовна с дочерью Виолеттой тиражировали оригиналы в трафаретном цехе; рядом с ними трудились жены художников А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, В. И. Костина. П. П. Соколов-Скаля привлекал к работе своего сына Виктора… Обычно срок изготовления плаката составлял 24 часа, а в отдельных экстренных случаях — не более 4 часов! В подобном головокружительном темпе создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, разгрому врага под Сталинградом, освобождению наших городов от фашистских захватчиков. Неоднократно в «Окнах ТАСС» использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Например, через 18 часов после выхода в свет стихотворения Константина Симонова «Убей его!» появился плакат Кукрыниксов, изображавший фашиста в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках, шагающего по трупам женщин и детей.

Вскоре плакаты стали выходить еженедельно, а потом и ежедневно. В едином патриотическом порыве в мастерской и в трафаретном цехе трудились люди самых разных профессий — театральные художники В. П. Комарденков, Л. А. Кузьмина, А. П. Павлов, М. Я. Атюхова, художник по текстилю В. Д. Латонина, акварелистка А. А. Ромадановская, скульптор М. И. Столпникова, искусствовед Ж. Э. Каганская и другие.

Многие художники до войны плакатом не занимались, но, придя в «Окна ТАСС», стали блестящими плакатистами, обретя каждый свой неповторимый стиль. К примеру, Кукрыниксы, известные ранее как виртуозы журнальной и газетной карикатуры, создали собственный тип «окна», отличавшийся максимальной степенью сатирической заостренности. Из-под кисти мастера станкового портрета П. М. Шухмина выходил особый вид «окон» — монументально-жанровый. Своеобразны были героико-гротескные «окна» художника С. Н. Костина, «окна-памфлеты» карикатуриста В. Н. Горяева, «окна-панно» старейшего представителя цеха панорамной и батальной живописи Г. К. Савицкого.

Автотранспорта редакции не выделили. Н. Ф. Денисовскому с большим трудом удалось предотвратить отправку на фронт своей легковой машины и добиться ее закрепления за мастерской (соответствующее распоряжение подписал 12 июля 1942 года заместитель наркома обороны Е. А. Щаденко). Вот на этой машине до конца войны перевозили все необходимое — краски, бумагу, растворители…

Газета «Труд» 28 июня 1941 года опубликовала репортаж из мастерской: «Маяковского нет среди нынешних сотрудников “Окон ТАСС”, но он как бы незримо присутствует здесь. <…> Страна ждет сейчас от поэта и художника молниеносного отклика на события. Не успеет родиться тема плаката, как он тут же поступает в производство. <…> Художники работают как на бивуаке. М. Черемных расположился прямо на полу, А. Бубнов стоит у мольберта, Б. Ефимов и Н. Долгоруков устроились в углу, Ф. Решетников чертит эскизы на краю стола…»

Конечно, В. В. Маяковский упомянут в репортаже неспроста. В эти годы на рабочем столе Н. Ф. Денисовского в мастерской «Окон ТАСС» лежал листок с перечнем книг, которые следовало проштудировать каждому «окнотассовцу». Рукой Николая Федоровича в числе первых были указаны издания «Маяковский-художник» и «Маяковский-плакатист». Следуя традициям поэта, авторы плакатов использовали приемы, найденные им в «Окнах РОСТА». Характерным примером служит плакат № 613, сделанный П. А. Саркисяном (текст В. И. Лебедева-Кумача): ярко-красный кулак бьет фашиста; сюжет раскадрован.

В музей В. В. Маяковского было отправлено письмо с просьбой подобрать к плакатам актуальные выдержки из произведений поэта. Шесть «окон» вышли со стихами Маяковского. Один из плакатов призывал:

         Наши

                   и склады,

                             и мосты,

                                     и дороги.

         Собственным,

                       кровным,

                                     своим дорожа,

         встаньте в караул

                                     бессонный и строгий,

         сами

                      своей республики

                                     сторожа!

Положение на фронте между тем ухудшалось. И тут И. В. Сталин в своей речи по радио вспомнил о героическом прошлом русского народа, назвав имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова… «Окнотассовцы» стремились воскресить в плакатах это героическое прошлое, еще раз напомнить о тяжелых испытаниях, пережитых нашим народом в борьбе с иноземными захватчиками. Один плакат так и назывался — «Русский народ». На нем были изображены битвы с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая на Куликовом поле, с войсками Наполеона. Ряд плакатов рассказывал о подвигах героев уже этой войны — защитников Киева, Ленинграда, Севастополя, Смоленска, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Виктора Талалихина. В текстовой части использовались строки А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова. Впечатляющий плакат под названием «России двинулись сыны» создал П. П. Соколов-Скаля: отправляющиеся на фронт солдаты проходят мимо памятника Пушкину, как бы напутствующего и благословляющего их стихами:

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны:

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены…

Однако, как вспоминали художники, особым успехом пользовалась тогда все же не героика, а острая сатира. По примеру В. В. Маяковского, выпустившего в годы Гражданской войны сатирическую «Советскую азбуку», «окнотассовцы» создали свою, которая называлась «Наша азбука». Она была настолько популярна, что выдержала несколько изданий. Трафаретчикам не раз приходилось срочно выдавать дополнительные тиражи «Нашей азбуки», где к каждой букве алфавита рисовали карикатуру на фашистов и их союзников; карикатуры сопровождались едкими эпиграммами С. Я. Маршака...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» \r\n(«Московский журнал». 2019. №8)\r\n
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)