Москва в 1955 году
Бертольт Брехт (1898–1956) — немецкий поэт, прозаик, драматург, теоретик театра — неоднократно бывал в Москве. Московские впечатления отразились в его стихотворениях, «Рабочем журнале», письмах, дневниках. Ему выпала редкая для иностранца возможность увидеть и сравнить Москву начала 1930‑х годов, предвоенной поры и середины 1950‑х. Лейтмотивом высказываний Брехта о советской столице звучат строки, написанные 30 мая 1941 года: «Дни в Москве стали для меня необычайно ценными»1. Именно здесь этот замечательный художник XX столетия нашел подтверждение своим мыслям о путях переустройства мира.
Многие места в городе связаны с именем Брехта. Так, в 1932 году он приезжает сюда по приглашению московских кинематографистов после недавно состоявшейся премьеры фильма З. Дудова «Куле Вампе», снятого по брехтовскому сценарию. В дневнике, который Брехт вел в это время, есть раздел под названием «Московское путешествие», где рассказывается, как встретили гостя на вокзале литераторы, режиссеры — С. М. Третьяков, Б. Райх, А. Э. Лацис, Э. Пискатор, фотографы; как с Третьяковым Брехт прокатился на автомобиле по городу, осмотрел достопримечательности, побывал в Мавзолее В. И. Ленина и в музее «Подпольная типография 1905–1906 годов», навестил московских знакомых, а в Театре имени Вахтангова попал на спектакль «Турандот». Но, быть может, самым приятным для Брехта оказалось посещение Камерного театра, в котором А. Я. Таиров поставил «Оперу нищих» по «Трехгрошовой опере». Премьера прошла в конце января 1930 года. Этот спектакль явился первым опытом освоения не только знаменитой пьесы, но и вообще драматургии Брехта на советской сцене.
В 1935 году он вновь приехал в Москву и пробыл в городе больше двух месяцев. К тому времени столица превратилась в один из центров немецкой антифашистской эмиграции. Здесь жили литераторы И. Бехер, Э. Вайнерт, А. Курелла, режиссер Э. Пискатор, многие актеры, музыканты. В честь Брехта они устроили концерт в клубе имени Э. Тельмана. Клуб находился тогда в здании, примыкавшем к Театру Революции. Отметим, что в этот приезд Брехт виделся не только с представителями советской творческой интеллигенции (С. И. Кирсановым, С. М. Третьяковым, М. Е. Кольцовым, Н. П. Охлопковым), но и с деятелями Коминтерна — Б. Куном и В. Г. Кнориным.
Печальной получилась встреча Брехта с Москвой в мае 1941 года. Он чувствовал, как зловеще накалялась политическая атмосфера в Европе, знал и об опасности, грозившей семье антифашиста, тем более что его жена, известная актриса Хелена Вайгель, была еврейкой. И Брехт решает переселиться в Америку. Путь туда лежал через Москву. Профессор Б. Райх описал временное прибежище Брехта в гостинице «Метрополь»: «Типичный люкс — высокая вместительная помпезная комната. Повсюду разбросаны какие‑то сундуки, узлы, чемоданы разных размеров и фасонов. В качалке покойно покачивается мальчик с серьезным взглядом. Это Штеф — сын Брехта. В углу уютно устроилась маленькая дочь Барбара. Хели (Хелена Вайгель. — Л. С.) в этот момент что‑то вынула из чемоданчика и накрыла какой‑то скатертью стол... Брехт сидел у стола и дымил. Я смотрел и думал: «Ни дать ни взять — семья переселенца»2.
Последний раз Бертольт Брехт посетил Москву в мае 1955 года незадолго до смерти. В сущности, только теперь он ощутил, что по‑настоящему признан в Советском Союзе. Ведь все предыдущие визиты в Москву, кроме чувства искренней благодарности, оставляли в его душе еще и горечь: в силу причин, о которых скажем далее, его творчество почти не привлекало внимания советских литературоведов и режиссеров. О нем молчала критика, а пьесы не доходили до сцены, за исключением упомянутой таировской постановки. Однако в 1955 году Москва, словно возмещая былое невнимание, одарила Брехта официальными почестями: в Кремле ему торжественно вручили Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».
И в дни своего последнего пребывания в Москве Брехт охотно посещал театры, пытаясь понять, насколько верны здешние режиссеры традиции К. С. Станиславского, сопоставлял увиденное с разработанной им теорией эпического театра. Он откровенно не принимал спектакли, которым был присущ патетический натурализм, грубый пафос или мелкобуржуазная интимность, поскольку в подобных инсценировках «нет и следа от мысли Станиславского о естественности и правде». Зато необычайно яркое впечатление произвела на него постановка во МХАТе «Горячего сердца» А. Н. Островского. В «Рабочем журнале» Брехт записал, что «с огромным удовольствием» смотрел спектакль, где раскрылось «все величие Станиславского»3. А. Н. Грибов, исполнявший роль Хлынова, смог бы, по мнению Брехта, блестяще сыграть Пунтилу (персонаж комедии «Господин Пунтила и его слуга Матти»). Постановка Театра имени Маяковского «Баня» показалась ему актуальной и к тому же отлично сыгранной актерами, достигшими эффекта отчуждения, к созданию которого и должен, как считал Брехт, стремиться новый неаристотелевский «эпический» театр. Смысл техники, порождающей эффект отчуждения, заключается в том, чтобы внушить зрителю аналитическую позицию по отношению к изображаемому на сцене. «Произвести отчуждение события или характера — значит прежде всего просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство». Отчуждать, указывает Брехт, — значит представлять события и персонажи как нечто историческое, преходящее: «В результате зритель обретает в театре новую позицию. По отношению к картинам человеческой жизни он обретает теперь такую же позицию, какую человек нашего века занимает по отношению к природе. Он и в театре будет воспринимать мир с позиции великого преобразователя, который может вмешиваться в процессы природы и процессы общественные, который не только воспринимает мир, но и совершенствует его. Театр уже не пытается опьянить зрителя, наделить его иллюзиями, заставить забыть собственный мир, примирить с собственной судьбой. Теперь театр открывает ему мир для активных действий»4.
Известно высказывание Бертольда Брехта: «Мышление на уровне катарсиса хуже вульгарного невежества». Он был глубоко убежден, что театр должен учить человека мыслить самостоятельно, вникать в суть происходящих событий, делать выводы из увиденного и услышанного. Обращаясь к эффекту отчуждения, Брехт доказывает зрителю: нет ничего раз и навсегда данного, нерушимого, мир не только способен изменяться, но и должен быть преобразован...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru