Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.08.2023
Свидетельства эпохи Автор: Людмила Николаевна Сорокина
Москва в 1932 году
«Знаменитая столица всех рабочих» №9 (393) Сентябрь 2023 Подписаться

Москва в 1955 году

Бертольт Брехт (1898–1956) — немецкий поэт, прозаик, драматург, теоретик театра — неоднократно бывал в Москве. Московские впечатления отразились в его стихотворениях, «Рабочем журнале», письмах, дневниках. Ему выпала редкая для иностранца возможность увидеть и сравнить Москву начала 1930‑х годов, предвоенной поры и середины 1950‑х. Лейтмотивом высказываний Брехта о советской столице звучат строки, написанные 30 мая 1941 года: «Дни в Москве стали для меня необычайно ценными»1. Именно здесь этот замечательный художник XX столетия нашел подтверждение своим мыслям о путях переустройства мира.

Многие места в городе связаны с именем Брехта. Так, в 1932 году он приезжает сюда по приглашению московских кинематографистов после недавно состоявшейся премьеры фильма З. Дудова «Куле Вампе», снятого по брехтовскому сценарию. В дневнике, который Брехт вел в это время, есть раздел под названием «Московское путешествие», где рассказывается, как встретили гостя на вокзале литераторы, режиссеры — С.М. Третьяков, Б. Райх, А.Э. Лацис, Э. Пискатор, фотографы; как с Третья­­­ковым Брехт прокатился на автомобиле по городу, осмотрел достопримечательности, побывал в Мавзолее В.И. Ленина и в музее «Подпольная типография 1905–1906 годов», навестил московских знакомых, а в Театре имени Вахтангова попал на спектакль «Турандот». Но, быть может, самым приятным для Брехта оказалось посещение Камерного театра, в котором А.Я. Таиров поставил «Оперу нищих» по «Трехгрошовой опере». Премьера прошла в конце января 1930 года. Этот спектакль явился первым опытом освоения не только знаменитой пьесы, но и вообще драматургии Брехта на советской сцене.

 

В 1935 году он вновь приехал в Москву и пробыл в городе больше двух месяцев. К тому времени столица превратилась в один из центров немецкой антифашистской эмиграции. Здесь жили литераторы И. Бехер, Э. Вайнерт, А. Курелла, режиссер Э. Пискатор, многие актеры, музыканты. В честь Брехта они устроили концерт в клубе имени Э. Тельмана. Клуб находился тогда в здании, примыкавшем к Театру Революции. Отметим, что в этот приезд Брехт виделся не только с представителями советской творческой интеллигенции (С.И. Кирсановым, С.М. Третьяковым, М.Е. Кольцовым, Н. П. Охлопковым), но и с деятелями Коминтерна — Б. Куном и В.Г. Кнориным.

Печальной получилась встреча Брехта с Москвой в мае 1941 года. Он чувствовал, как зловеще накалялась политическая атмосфера в Европе, знал и об опасности, грозившей семье антифашиста, тем более что его жена, известная актриса Хелена Вайгель, была еврейкой. И Брехт решает переселиться в Америку. Путь туда лежал через Москву. Профессор Б. Райх описал временное прибежище Брехта в гостинице «Метрополь»: «Типичный люкс — высокая вместительная помпезная комната. Повсюду разбросаны какие‑то сундуки, узлы, чемоданы разных размеров и фасонов. В качалке покойно покачивается мальчик с серьезным взглядом. Это Штеф — сын Брехта. В углу уютно устроилась маленькая дочь Барбара. Хели (Хелена Вайгель. — Л. С.) в этот момент что‑то вынула из чемоданчика и накрыла какой‑то скатертью стол... Брехт сидел у стола и дымил. Я смотрел и думал: «Ни дать ни взять — семья переселенца»2.

Последний раз Бертольт Брехт посетил Москву в мае 1955 года незадолго до смерти. В сущности, только теперь он ощутил, что по‑настоящему признан в Советском Союзе. Ведь все предыдущие визиты в Москву, кроме чувства искренней благодарности, оставляли в его душе еще и горечь: в силу причин, о которых скажем далее, его творчество почти не привлекало внимания советских литературоведов и режиссеров. О нем молчала критика, а пьесы не доходили до сцены, за исключением упомянутой таировской постановки. Однако в 1955 году Москва, словно возмещая былое невнимание, одарила Брехта официальными почестями: в Кремле ему торжественно вручили Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».

И в дни своего последнего пребывания в Москве Брехт охотно посещал театры, пытаясь понять, насколько верны здешние режиссеры традиции К.С. Станиславского, сопоставлял увиденное с разработанной им теорией эпического театра. Он откровенно не принимал спектакли, которым был присущ патетический натурализм, грубый пафос или мелкобуржуазная интимность, поскольку в подобных инсценировках «нет и следа от мысли Станиславского о естественности и правде». Зато необычайно яркое впечатление произвела на него постановка во МХАТе «Горячего сердца» А.Н. Островского. В «Рабочем журнале» Брехт записал, что «с огромным удовольствием» смотрел спектакль, где раскрылось «все величие Станиславского»3. А.Н. Грибов, исполнявший роль Хлынова, смог бы, по мнению Брехта, блестяще сыграть Пунтилу (персонаж комедии «Господин Пунтила и его слуга Матти»). Постановка Театра имени Маяковского «Баня» показалась ему актуальной и к тому же отлично сыгранной актерами, достигшими эффекта отчуждения, к созданию которого и должен, как считал Брехт, стремиться новый неаристотелевский «эпический» театр. Смысл техники, порождающей эффект отчуждения, заключается в том, чтобы внушить зрителю аналитическую позицию по отношению к изображаемому на сцене. «Произвести отчуждение события или характера — значит прежде всего просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство». Отчуждать, указывает Брехт, — значит представлять события и персонажи как нечто историческое, преходящее: «В результате зритель обретает в театре новую позицию. По отношению к картинам человеческой жизни он обретает теперь такую же позицию, какую человек нашего века занимает по отношению к природе. Он и в театре будет воспринимать мир с позиции великого преобразователя, который может вмешиваться в процессы природы и процессы общественные, который не только воспринимает мир, но и совершенствует его. Театр уже не пытается опьянить зрителя, наделить его иллюзиями, заставить забыть собственный мир, примирить с собственной судьбой. Теперь театр открывает ему мир для активных действий»4.

Известно высказывание Бертольда Брехта: «Мышление на уровне катарсиса хуже вульгарного невежества». Он был глубоко убежден, что театр должен учить человека мыслить самостоятельно, вникать в суть происходящих событий, делать выводы из увиденного и услышанного. Обращаясь к эффекту отчуждения, Брехт доказывает зрителю: нет ничего раз и навсегда данного, нерушимого, мир не только способен изменяться, но и должен быть преобразован...

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (393) Сентябрь 2023 «Дни в Москве стали для меня необычайно ценными»
Отстоявшим Москву У памятника героям
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель
«Братались с вольными поляками…» Тарас Шевченко — польское знамя украинского сепаратизма
«Знаменитая столица всех рабочих» Московская хроника» Бертольда Брехта
«Песнь в красках во славу Творца» Московскому художнику Александру Ивановичу Верстову — 60 лет*
«Анна Павлова» И.Е. Репина или «Этюд» А.М. Корина? К 100-летию со дня кончины художника-передвижника Алексея Михайловича Корина (1865–1923)
«Ах, надо же — из Москвы…» О сестрах Анне Дмитриевне и Любови Дмитриевне Сумароковых — участницах «Русских сезонов» С.П. Дягилева
«Есть такая профессия…» Мой герой — хирург Владимир Ильич Родионов