Масонский символ «лучезарная дельта» под входной аркой Троицкого храма
В подмосковном имении графов Румянцевых ТроицкоеКайнарджи до революции стояла широко известная скульптурная группа. Во многих источниках она называется «памятник Екатерине II» и датируется 1834 годом. Автором якобы является Василий Иванович Демут-Малиновский (1778–1846).
Так думала и я. Но однажды в Отделе письменных источников Государственного исторического музея мне попался любопытный документ. Согласно этому документу, центральную фигуру памятника создал в 1817 году знаменитый итальянский мастер Антонио Канова (1757–1822). Причем скульптура персонифицирует не Екатерину Великую, а античную богиню Мира, которая (цитирую с сохранением орфографии оригинала) «держитъ оливковую ветвь и опирается на столбъ, где следующiе надписы:
Абовенскiй миръ 1743
Фридрих штадский миръ 1809
Миръ при Рущукъ-Кайнарджи (так. — Н. Т.) 1774».
Чтобы разобраться в этой непонятной истории, я обратилась в Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Там я показала найденный мною документ, однако специалисты музея лишь озвучили распространенную версию: автор памятника — В. И. Демут-Малиновский, дата создания — 1834 год. Затем я связалась с работниками Третьяковской галереи. Они были менее категоричны в суждениях и подтвердили, что об авторстве Кановы знают, но обычно памятник приписывается Демут-Малиновскому.
Далее я прочитала публикации исследователей из Русского музея и Эрмитажа (см. список использованных источников в конце), серьезно изучивших творчество А. Кановы. Выяснилось следующее. После смерти генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1796) сыновья покойного Николай и Сергей решили заказать ему памятник и обратились по этому поводу к итальянскому скульптору Антонио Канове. Он сначала не соглашался, поскольку его занимали лишь мифологические сюжеты. Тогда братья решили: памятником может служить изваяние какого-либо античного божества, символически посвященное прославленному полководцу. Они выбрали богиню Мира, имея в виду, что (см. приведенные выше «надписы») весть о заключении Абоского мирного трактата между Россией и Швецией (1743) привез императрице Елизавете Петровне Александр Иванович Румянцев, отец генерал-фельдмаршала; сообщение о подписании мирного договора между Россией и Османской империей в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи (1774) доставил Екатерине II Михаил Петрович Румянцев, старший сын полководца; Фридрихсгамский мирный договор (1809), завершивший Русско-шведскую войну, заключил средний сын П. А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович, занимавший тогда пост канцлера Российской империи.
В 1817 году Канова закончил скульптуру. Николай Петрович перевез ее из Италии в Петербург и поместил в свою коллекцию (музеум). Затем Румянцевы поручили В. И. Демут-Малиновскому организовать отливку двух бронзовых копий с фигуры богини. Непосредственно эту работу осуществил мастер Василий Петрович Екимов (Якимов).
В журнале «Отечественные записки» среди прочих новостей появилась заметка: «В мастерской знаменитого литейщика нашего, Якимова, выставлен был на некоторое время для любителей изящных искусств надгробный памятник Канцлеру Графу Николаю Петровичу Румянцову. Он состоит из бронзовой статуи, вылитой с известного оригинала Кановы, изображающего Мир, сделанного сим славным художником в 1816 году по заказу покойного Канцлера. <…> В статую сию пошло 35 пудов бронзы. На черном мраморном саркофаге, на который оперлась правою рукою богиня Мира, поставлен бронзовый бюст покойного Канцлера, а на левой стороне начертано золотыми литерами следующая надпись: “Воздал Божие Богови, Кесарево Кесареви, Отечеству любовию и жертвами”. Памятник сей поставится над прахом графа Н. П. Румянцова, погребенного в Гомеле, и стоит вообще 20 000 руб.»....
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru