Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
Традиции Автор: Маргарита Абрамовна Лобовская
Бутырский трамвайный парк. 1899 год
«Друг надежный москвичей» №5 (353) Май 2020 Подписаться

25 марта 1899 года в Москве торжественно открылось регулярное движение трамвая. Первая линия пролегла от Бутырской заставы до Петровского парка. Электротранспорт быстро вытеснил с улиц старую конку. Его маршруты охватили весь центр, включая Красную площадь, Лубянку, Бульварное кольцо, набережные, Замоскворечье.

Пассажиры не сразу уяснили правила безопасного поведения в трамвае. Так, с сентября 1904 по сентябрь 1905 года в городе на трамвайных линиях произошло 326 несчастных случаев! Газеты постоянно сообщали печальные факты: о гибели женщины, пытавшейся вскочить в едущий вагон, о другой женщине, которая сошла на ходу и расшибла голову, о попавшей под колеса девочке… Однако это ничуть не мешало росту популярности нового способа передвижения. Впоследствии народ давал трамваям ласковые прозвища: по Бульварному кольцу курсировала «Аннушка», по Садовому — «Букашка», от Таганки к метро «Автозаводская» — «Верочка». Постепенно в Москве родилась, если можно так выразиться, трамвайная традиция: без трамвая москвичи себя уже попросту не мыслили.

Движение трамвая в Москве не прерывалось никогда — даже в нелегкие послереволюционные десятилетия. 25 июля 1923 года председатель исполкома Моссовета Л. Б. Каменев прибыл на открытие новой линии — от Даниловской площади через Виндавский (ныне — Рижский) вокзал в Останкино. В 1930-х годах трехвагонные трамваи начали обслуживать маршруты, проложенные к автозаводу имени И. А. Лихачева, к Семеновской и Преображенской площадям, в промышленные зоны столицы. Вагоны использовались не только для пассажирских, но и для транспортных перевозок, а также служили агитационно-пропагандистскими площадками.

Писатель-эмигрант Д. М. Горбацевич (псевдоним Минский Мужик) вспоминал о московских буднях тех лет: «В трамваях невообразимая давка. Люди цепляются за что попало, чтобы только как-нибудь приехать. У москвичей сложилась шарада о своем трамвае:

Один правит,

другой кричит,

20 избранных сидят,

30 стенки подпирают,

10 в воздухе висят».

Илья Ильф и Евгений Петров, повествуя о довоенной Москве, не обошли стороной и нашу тему: «А что трамвай... О! О трамвае надо писать целую книгу. <…> Трамвай очень изменился в последнее время. Уже исчезло незамысловатое трамвайное веселье, умолкли остроты насчет того, что вагончик резиновый, никто не отпускает замечаний по поводу гражданина в шляпе, перестали даже кидаться на людей в очках, так называемых четырехглазых. И в ту минуту, когда вагон трещит под напором сдавливаемых тел, когда все пассажиры слились в какую-то единую, начинающую застывать бетонную массу, визжа открывается дверь передней площадки, и внутрь втискиваются восемь милиционеров в новых касках и с кошелками в руках. <...> Каждый человек в Москве, прежде чем достигнуть места работы, теряет пятьдесят процентов работоспособности на преодоление трамвайных и автобусных препятствий. Тут и физическое усилие, и расстройство нервов, и потеря самообладания».

В 1930-х годах на московские улицы вышли троллейбусы, автобусы, открывались станции метрополитена. Однако корреспондент городской газеты отмечал: «Московский трамвай — ветеран городского транспорта столицы — и сейчас продолжает занимать доминирующее место, перевозя основную массу — до 70 % пассажиров». Функционировали и грузовые трамваи — их, в частности, активно использовали при строительстве первой очереди метро для вывоза вынутой горной породы...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» \r\n(«Московский журнал». 2019. №8)\r\n
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)