Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
29.03.2024
Историко-литературные комментарии
Автор: Марина Адольфовна Чусова
Иаонно-Богословский храм в Коломне
Герои и прототипы №4 (400) Апрель 2024 Подписаться

Коломна. 1839 год

 

«Кибитка остановилась в Таганке, у каменного двухэтажного дома, белевшего среди длинных заборов. Нигде в нем не видать огонька. Доступ в старинные купеческие дома, особенно ночью, не менее труден, как в древние баронские замки, хотя нет около них ни рвов, ни мостов подъемных, ни рогатин. Ларивон нырнул в облаке пара, валившего от лошадей, и исчез. <…> Вскоре без шума отворились ворота; будто из земли выступил маленький человечек, остриженный в кружок, в крашенинном халате, и впился в ручку Прасковьи Михайловны. Осторожно въехала тройка на двор. Тут пошли опять постукиванья и переговоры на заднем крыльце. Наконец отворились двери в сени. Чернобровая девка с длинною косою до пят, с помощью фонаря осмотрев сонными глазами приезжих в лицо, повела их вверх по каменной, изрытой лестнице. И на лестнице, и в сенях чистота необыкновенная, какой и ныне с заднего хода не бывает во многих купеческих и даже дворянских домах. Посмотришь с улицы — палаты; с парадного входа все, как и быть должно, по регламенту палат; комнаты великолепно убранные; мебель, обитая бархатом, стоит чинно, по ранжиру; полы блестят, хоть глядись в них. Зайдите‑ка с заднего крыльца — вам бросятся в глаза кучи сора, в которых и завитки огуречной кожи, и разбитая посуда, и пучки волос <…>. В верхних сенях встретили приезжих <…>. Все приложились к ручкам Прасковьи Михайловны и Вани <…>. В одной из прохожих комнат <…> возлежала на заячьей шубке какая‑то великолепная особа. <…> Это было лицо без названия должности. В наше время назвали бы ее фавориткой. Она проснулась, но не удостоила приезжих словом»1.

Так в повести «Беленькие, черненькие и серенькие» уроженец Коломны Иван Иванович Лажечников (1790–1869) описал приезд главного героя Вани Пшеницына вместе с матерью в Москву к деду Илье Максимовичу. «Заметки о старом времени» знаменитого романиста были напечатаны в 1856 году в «Русском вестнике». В журнале они соседствовали с «Семейной хроникой» С.Т. Аксакова и «Губернскими очерками» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Место действия повести — подмосковный город Холодня, время — конец XVIII — начало XIX века, персонажи —  городничие, исправники, судьи, предводители дворянства, в центре повествования — купеческое семейство Пшеницыных, состоящее из маленького Вани, его отца Максима Ильича и матери Прасковьи Михайловны. Написана повесть самобытным колоритным языком. Исследователь творчества И.И. Лажечникова В.А. Викторович недаром назвал ее экспериментальной, она соединяет в себе разнообразные жанры2. Есть там и детские щемящие душу воспоминания лирического героя, и красочные бытовые зарисовки, и романтическая любовная история, и идиллические картины, и в то же время остросатирические изображения нравов.

В отличие от исторических романов И.И. Лажечникова, в советский период «Беленькие, черненькие и серенькие» не переиздавались. Отдельное научное издание, подготовленное В.А. Викторовичем, вышло в 2010 году в Коломне. Что вполне понятно: для коломенцев повесть имеет особое значение, ведь под именем Холодни Лажечников описал свой родной город. При этом не вызывает сомнения: Максим Ильич Пшеницын — отец сочинителя Иван Ильич Ложечников (настоящая фамилия романиста писалась через «о»), Прасковья Михайловна — мать Татьяна Максимовна, Илья Максимович — дед Илья Акимович, а Ваня Пшеницын — сам автор.

Повесть признана автобиографической. Однако если семья Пшеницыных однозначно отождествляется с семьей автора, то по поводу других героев много вопросов: описывал ли Лажечников действительно существовавших людей (причем не обязательно относящихся ко времени и месту действия) или вымышленных персонажей? Изучая биографию И.И. Лажечникова и его семьи, мы обнаружили, что роман «Немного лет назад» вовсе не являлся выдумкой3. Возможно, и в повести фигурируют реальные лица и события периода 1790–1812 годов, пусть и изображенные с изрядной долей художественного вымысла. В дальнейших разысканиях нам помогут архивные дела.

 ■ ■

Повесть состоит из трех глав — трех тетрадок, хотя в предисловии было заявлено пять. Рассказ ведется от лица человека, к которому попали записки Ивана Максимовича Пшеницына. Этим хорошо известным приемом И.И. Лажечников отделил себя от главного героя, сделавшись сторонним наблюдателем, уже довольно пожившим и многое повидавшим.

Первая тетрадь носит название «В старом доме». Там живет семья Максима Ильича Пшеницына, отец и старший брат которого перебрались в Москву (так случилось и в действительности). Автор переносит читателей в благословенный край, в воспоминания своего раннего детства. Звучат лирические нотки. Маленькому Ване 7 лет, то есть действие гипотетически происходит в 1797 году. Отец Вани «имел приятную наружность, сердце доброе, светлый ум и стремление к дворянской жизни», но простонародную фамилию — Пшеницын. «Говорили, что этот род шел от новгородских именитых людей, которые, избежав казней во времена Иоанна Грозного, переселены им были в Холодню. Поэтому в фамилии Пшеницыных сохранилась какая‑то наследственная, кровная гордость, которой не замечали в прочих смиренных обитателях Холодни». Мать «слыла первою красавицей в городе и хорошо это знала». «Властолюбивая дома, где все ходило по ее ниточке, она хотела и судьбу поставить на свою ногу. Девочка твердила, что выйдет за генерала. Увез же соседку, красивую попову дочку, помещик, у которого тысяча душ, и женился на ней». Неизвестно, какой именно помещик увез попову дочку во времена юности матери И.И. Лажечникова, но думаем, что данный эпизод написан «по мотивам» другого случая, происшедшего позднее и не на шутку всполошившего обитателей Коломенского уезда: богатый дворянин И.Н. Расловлев (к нему вернемся ниже) женился на вдове священника. Ученый‑агроном А.Т. Болотов, живший в Богородицке Тульской губернии и хорошо знавший местного иерея отца Федота, почившего в 1795 году, и его жену Авдотью Василь­евну, вспоминал: «Была она женщина умная, весьма хорошая и благородного поведения, а лицом столь хороша, что ни одна во всем Богородицке женщина не могла в пригожестве и красоте равняться с нею; почему и неудивительно, что впоследствии сделалась она счастливою и даже благородною, ибо в Коломне влюбись в нее страстно и так сильно тамошний городничий (то есть Расловлев. — М. Ч.), что, не могши преодолеть любви своей, на ней женился, и она сделалась чиновною особою»4.

Добавим от себя еще один образ в галерею коломенских красавиц. Литератор и историк Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, автор «Прогулки по древнему Коломенскому уезду» (1843), сообщает: «Лет двадцать тому я видел в Коломне, издревле славной красотою своих женщин, одну ямщикову дочь, с коей было снято 6 портретов для обоих столиц и в руке которой было отказано двум генералам по причине старообрядства ее родителей»5.

Первая глава наиболее приближена к реальной жизни. И.И. Лажечников достоверно изобразил своих родителей: отца — человека доброго, имевшего «врожденное стремление к образованию себя», знакомого с «каким‑то господином Новиковым» (речь идет о журналисте, издателе, просветителе Николае Ивановиче Новикове. 1744–1818. — М. Ч.) и стремящегося к дворянской жизни, и мать — гордую, властолюбивую, но не лишенную христианских добродетелей. Не изменены название места рождения писателя — район Запрудье, или Запруды, имена няньки Домны и дядьки Ларивона, который оказал большое влияние на формирование характера мальчика и который списан с натуры: «Воспитанник не видал от него сердитого толчка, не только розги (которая, правда, ни от кого никогда не была на малютке); никогда бранное слово не вырывалось из уст воспитателя, а если нужно было сделать выговор, так это делалось во имя стыда. <…> Слово стыдно так запечатлелось на душе малютки, что он и во всех возрастах, во всех случаях жизни чтил его свято, как одну из заповедей Господних»; «сложенный как богатырь, он имел и силу исполинскую. Лицо у него было очень мало по росту и детски добродушно». А вот няньке явно прибавлено лет: в 1797 году девице Домне Андреевне исполнилось 32 года, и на старушку она никак не походила.

Основа сюжета первой главы — история строительства нового коломенского дома купцов Пшеницыных. Мать с маленьким Ваней отправляется в феврале в Москву к свекру. Он миллионер, живет на Таганке (современный адрес — улица А. Солженицына, 8) и «очень хворает». «Дела свои вел он деятельно, с точностию и честно; слову его верили более, чем акту»; некий «князь Д*» был с ним большим приятелем. Настоящий дед писателя Илья Акимович захворал в 1795 году, 28 августа умер, похоронили его в Ново­спасском монастыре. Настоящему Ване тогда не исполнилось еще и пяти лет. Помнил ли он тот приезд с матерью в Москву, если таковой действительно имел место, или ему рассказывали после — сказать трудно, но путь из Коломны в Москву писатель проделывал не один раз.

Илья Максимович дал невестке денег на строительство нового дома в Коломне, советуя приобрести под него пустырь напротив церкви Иоанна Богослова. Старик развлекал гостью рассказами о былых временах, об императрице Екатерине II, с которой имел честь беседовать, о графе А.Г. Орлове, любителе голубиных гонов, однажды «не погнушавшемся» приехать в гости к слуге Пшеницына Гаврюшке посмотреть диковинную птицу. Заводчик голубей Гаврила, «остриженный в кружок, в чуйке из зеленого порыжелого бархата», был братом Ларивона и в действительности звался Акимом Ивановичем, на его дочери Татьяне женится через много лет брат писателя Николай‑старший6.

Проведя некоторое время в Москве, мать и сын вернулись домой. Тут же был выкуплен участок и начато возведение дома. «Эта постройка составила важную эпоху в городе, едва ли не равную с построением кремля. Толпы народа ходили глазеть на нее как на необыкновенное зрелище. <…> С этого времени жители еще ниже кланялись семейству Пшеницыных. Но доб­рый Максим Ильич не переменился к своим согражданам: был так же ласков и общителен с ними, как и прежде всегда. Только, не знаю почему, стал на ты с властями, которые с ним были на ты, хотя и прежде не унижался перед ними, но не выходил из церемониального вы. Странно, и власти не обижались этой переменой, водворявшею равенство между дворянином и купцом.

Между тем родители Вани вспомнили, что пора ему приняться за учение. Приходский священник взялся за это дело, и вскоре обрадовал отца и мать, что ученик прошел без наказания букварь в один месяц, когда он сам в детстве употреблял на это целый год с неоднократными побуждениями лозы». Настоящего учителя Вани Лажечникова звали Дмитрий Федулович Малинин, он преподавал грамматику в Коломенской семинарии, речь о нем пойдет далее.

«В Холодне, кроме тревожной постройки дома Пшеницыных, ничто не изменяло мертвой тишины города. По‑прежнему нарушалась эта тишина мерными ударами валька по мокрому белью и гоготанием гусей на речке; <…> по‑прежнему в базарные дни среди атмосферы, пропитанной сильным запахом дегтя, скрипели на рынках сотни возов с сельскими продуктами и изделиями, и меж ними сновали, обнимались и дрались пьяные мужики. <…>

Случались, однако ж, в городе важные происшествия, возмущавшие спокойствие целого населения. То появлялся оборотень, который по ночам бегал в виде огромной свиньи, ранил и обдирал клыками прохожих; то судья в нетрезвом виде въезжал верхом на лошади и без приключений съезжал по лесам строившегося двухэтажного дома; то зарезывался казначей, обворовавший казначейство».

Оборотень, бесспорно, персонаж фантастический, но, думаем, и здесь не обошлось без прототипа. Не вывел ли писатель в его образе городничего Ф.М. Дурново, своим самодурством полностью оправдывавшего носимую им фамилию. Начальствовал он в городе задолго до рождения Вани, однако обиды, нанесенные им, семья прекрасно помнила7.

Дело судьи, разъезжающего на лошади по лесам строящегося дома, в архиве не нашлось, но вот городской казначей — титулярный советник Василий Иванович Павлов — в 1804 году действительно покушался на свою жизнь. 27 июля в Коломну прибыл губернский казначей коллежский советник Тимофей Иванович Пясковский и потребовал открыть ему денежную кладовую для освидетельствования. Павлов на месте отсутствовал — отлучался в Москву. Вечером он не преминул явиться к Пясковскому, пообещав наутро быть в магистрате, но… вдруг куда‑то пропал. Его искали два дня, а затем вскрыли кладовую в присутствии городничего А.Н. Рубецкого, судьи и других должностных лиц. Обнаружилась недостача в размере около 11 тысяч рублей. Павлова объявили в розыск. И вот 29 июля в 11‑м часу ночи глазам караульного, стоящего в будке у речки Коломенки на Московской дороге, открылось ужасное зрелище: от угловой башни к нему с перерезанным горлом полз окровавленный казначей. Зарезался он в крепостной стене, где и нашли орудие самоубийства — бритву. Павлова отвезли на съезжий двор, где городничий и штаб‑лекарь Василий Степанович Мещеринский нашли несчастного «хотя зарезанным, но мелкое дыхание еще имеющим, почему и к сохранению жизни его приняты должные меры». В ходе расследования выяснилось: пройдоха‑казначей давал из городской кассы добропорядочным и ни о чем не подозревавшим гражданам города деньги взаймы под проценты. В частности, Иван Ильич Ложечников задолжал ему немалую сумму — 2000 рублей. Описали дом и имущество казнокрада. 22 августа доложили начальству: предпринятая Павловым попытка самоубийства не имела желаемого результата, он уже приведен почти в здоровое состояние. Между тем, то ли чувствуя свою невольную причастность к преступлению, то ли еще по каким‑то гуманным соображениям некоторые жители Коломны поспешили возвратить украденные суммы. Первым это сделал предводитель уездного дворянства Василий Алексеевич Норов, объявив, что должен супругам Павловым около 3 тысяч. К 25 августу он внес указанную сумму с процентами. «Подтянулись» и другие, стали распродавать имущество виновного. Через год все деньги были возвращены, казначей поправился — и на радостях его решили простить8.

«Дом Пшеницына рос не по дням, а по часам. <…> Пшеницыны хотели переезжать на новое жилище, когда получили с нарочным известие, что Илья Максимович умирает. Застали еще старика при последних минутах. Он успел только благословить сыновей своих, невесток и внучек. Похороны были великолепные; два дня таскали из кладовой мешки с медною монетою, которую раздавали нищим, запрудившим улицу. Раздел между сыновьями совершился полюбовно, как сделали бы его промеж себя Орест и Пилад. Что хотелось одному, того не желал другой. Женщину, бывшую при старике и не носившую названия своей должности, выпроводили со двора без уважения, но и без обиды, со всем ее скарбом.

Потянулся в Холодню обоз с сундуками <…>. Все это едва могло уместиться в двух кладовых. И сами владельцы этого богатства тотчас по приезде в Холодню переселились на новое жилище».

Так заканчивалась первая часть повести — обретением Пшеницыными каменного дома напротив церкви Иоанна Богослова. В действительности Ложечниковы владели этим участком с 1780‑х годов, а сам дом датируется 1794 годом. Здесь Иван Иванович изменил события сообразно литературному замыслу. А вот то, что на похоронах таскали из кладовой мешки с медной монетой, не является преувеличением. В завещании Ильи Акимовича отдельным пунктом значилась раздача нищим 30 тысяч (!) рублей на помин его души. Особа «без названия должности» — возможно, солдатка Мелания Алексеевна, жена Андреяна, старшего брата Ларивона: именно ее имя после 1795 года исчезает из списка обитателей дома9.

Минуло почти 200 лет, дом писателя И.И. Лажечникова превратился в коммунальное жилье. В 1981 году его передали на баланс отдела культуры для организации музея. Реставрация шла с перерывами; лишь в 2010 году музей «Усадьба купцов Лажечниковых» открыл свои двери для посетителей. В настоящее время он является архитектурной и культурной доминантой Коломны.

 ■ ■

Вторая тетрадь — «Замечательные городские личности» — представляет собой портретную галерею уездного чиновничества, лирика здесь уступает место сатире. Открывается галерея городничими. Первый из них, поручик в отставке Насон Моисеевич Моисеенко, — персонаж комический. «Ему близ шестидесяти. Маленький, худенький, с лицом наподобие высушенного яблока, с острым носиком, в рыжем паричке, завитом, как руно крымского барашка. Букли и коса, все это маленькое <…>. Голос тоненький, пискливый. С характером уступчивым, робким, он боялся граждан, а не граждане его боялись». Поборы совершал лишь в меру собственных потребностей, особо жителей не притеснял. «По части порядка и чистоты в городе не требует, не грозит, а умоляет. <…> Грязь на торгу по колена, дети‑нищие тонут в ней <…>. Придут благодатные летние деньки с припеком солнечным, когда изжаренная трава хрустит под ногами и на торгу сухохонько. “Вот видите, — умиленно говорит он лавочникам, — сам Бог высушил, инда пыль глаза ест!”» Однажды приехал в город ревизор и захотел осмотреть арестантскую. Но что такое: в темнице узников не видно! «Насон Моисеич со страхом осматривает все кругом и тоненьким пискливым голосом окликает арестантов: "Арестанты! арестанты! где вы?" — Нет ответа. <…> взывает опять жалобным, отчаянным голосом, как будто зовет свою Эвридику: “Арестанты! где вы?” <…> Кончилась вся история одним смехом главной персоны. Но на городничего она так подействовала, что он по отъезде ревизора слег в постель и не вставал с нее более. Во время болезни все бредил арестантами и взывал жалобным голосом: “Арестанты! где вы?”».

«Не знаю, — говорится в повести, — какой дурной человек выучил Ваню разыгрывать роль городничего, отыскивающего своих арестантов. Все помирали со смеху <…>. Но Ларивон скоро прекратил эту комедию, сказав Ване, что стыдно и грешно передразнивать покойника».

«После Насона Моисеича принял бразды правления какой‑то коллежский секретарь. Он был из числа тех господ, которые носят романическое имя и половину фамилии своего отца (запомним слова о “половине фамилии”. — М. Ч.). Назовем его просто Модестом Эразмовичем. Это был человек порядочно образованный по‑тогдашнему, писал отличным почерком по‑французски и даже сочинял русские стихи. Презентабельная наружность говорила в его пользу. Он всегда был одет щегольски. Так и сияло от него перстнями, золотом массивных цепей с разными побрякушками и дорогими булавками в виде пылающего сердца, колчана с стрелами и голубя, несущего во рту письмо. Особенно имел он искусство, даруемое только некоторым избранникам, поражать взоры ослепительным блеском солитера на указательном пальце».

«Почти каждый день езжал он к какой‑то графине, жившей врознь с мужем в богатом поместье, за несколько верст от Холодни. Ее протекции обязан он был своим новым местом и за то в благодарность исполнял при ней должность домашнего секретаря. А так как графиня занималась сочинением французских романов, довольно многотомных, которых рукописи любила иметь в нескольких экземплярах, то и записывался он до изнеможения сил».

«Новый городничий посвящал также несколько часов сочинению стихов. Стихи эти, большею частию эротические или любовные, как их называли, ходили между властями по городу и даже губернии. <…> С дамами мог бы, но боялся быть очень любезным, потому что люди, при нем в услужении находившиеся, принадлежали графине...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (400) Апрель 2024 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
«...мимо Карса» Об одном путешествии А.С. Пушкина из Петербурга в Москву
Моя Химичка Воспоминания
Три игумении По следам семейной легенды
Советская Украина — несносный ребенок СССР Рождение украинского национал-коммунизма
Путешествие двух французов на Север Европы Избранные фрагменты о Москве
Герои и прототипы О действующих лицах повести И.И. Лажечникова «Беленькие, черненькие и серенькие» (1856)*
От Саранпауля до Калининграда Вершинины, Римские-Корсаковы, Голицыны: страницы жизненной эпопеи