Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
К 75-летию великой победы
Автор: Нина Валентиновна Мочалова
Канал Москва — Волга. Шлюз №1. 1941 год. Немецкая аэрофотосъемка.
Непреодолимая преграда №5 (353) Май 2020 Подписаться

Шлюз №3. 1937 год. Фотограф В.Я. Мовчан

Канал Москва — Волга (128 км, 10 шлюзов, 8 ГЭС, более 200 гидротехнических сооружений), введенный в эксплуатацию в 1937 году, решил сразу несколько важнейших народно-хозяйственных задач, а в 1941-м приобрел огромное оборонно-стратегическое значение, о чем пока вспоминают нечасто. По этой рукотворной водной артерии осуществлялись эвакуационные и воинские перевозки, перемещались из Москвы в Поволжье госпитали и войсковые подразделения. Часть судов Московского пароходства передали Красной армии. Цифры красноречивы: за первую военную навигацию по каналу вывезли около 235 тысяч тонн грузов — на 63 % больше, чем в последнюю предвоенную. Для этого потребовалось бы 2 тысячи железнодорожных вагонов.

С началом войны изменился облик канала. Погасили огни бакенов, провели светомаскировку прибрежных сел. Прекратились гудки судов. Работы велись только ночью. Маскировались шлюзы. Украшавшие шлюз № 3 макеты каравелл сняли и, переложив соломой, зарыли в землю (их удалось сохранить).

После первого авианалета на столицу (22 июля 1941 года) речникам пришлось тушить пожары в Северном и Западном портах. Особенно тяжелая пора для работников канала наступила в конце ноября, когда враг от Калинина резко повернул к Москве по трем направлениям — на Клин, Рогачев, Дмитров. 28 ноября фашисты оказались на восточном берегу канала недалеко от Дмитрова, перейдя туда по захваченному ими Яхромскому мосту. Подоспевшая 1-я ударная армия генерал-майора В. И. Кузнецова в 9 часов утра 29 ноября с колес атаковала противника и отбросила его на западный берег, после чего мост был взорван.

Немцы продолжали рваться к Москве. Ситуация становилась критической. По предложению группы инженеров-речников (Д. Ф. Агафонов, Л. С. Кусков, Б. М. Фрадкин, А. А. Прустовский, И. Н. Дымин, В. С. Жданов) на пути врага решили создать водную преграду путем интенсивного сброса воды через плотины и шлюзы в реки Яхрому и Сестру. В результате свыше 300 гектаров пойм этих рек было затоплено. Есть предположение, что в низинах пойм сосредоточилось около 300 немецких танков, готовых ринуться через канал на Дмитров, — их поглотила волжская вода. Об этом пишет ветеран Великой Отечественной войны Г. Ф. Захаров в газете «Химкинские новости» (14 декабря 2012 года)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)