Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
К 75-летию великой победы
Автор: Нина Валентиновна Мочалова
Канал Москва — Волга. Шлюз №1. 1941 год. Немецкая аэрофотосъемка.
Непреодолимая преграда №5 (353) Май 2020 Подписаться

Шлюз №3. 1937 год. Фотограф В.Я. Мовчан

Канал Москва — Волга (128 км, 10 шлюзов, 8 ГЭС, более 200 гидротехнических сооружений), введенный в эксплуатацию в 1937 году, решил сразу несколько важнейших народно-хозяйственных задач, а в 1941-м приобрел огромное оборонно-стратегическое значение, о чем пока вспоминают нечасто. По этой рукотворной водной артерии осуществлялись эвакуационные и воинские перевозки, перемещались из Москвы в Поволжье госпитали и войсковые подразделения. Часть судов Московского пароходства передали Красной армии. Цифры красноречивы: за первую военную навигацию по каналу вывезли около 235 тысяч тонн грузов — на 63 % больше, чем в последнюю предвоенную. Для этого потребовалось бы 2 тысячи железнодорожных вагонов.

С началом войны изменился облик канала. Погасили огни бакенов, провели светомаскировку прибрежных сел. Прекратились гудки судов. Работы велись только ночью. Маскировались шлюзы. Украшавшие шлюз № 3 макеты каравелл сняли и, переложив соломой, зарыли в землю (их удалось сохранить).

После первого авианалета на столицу (22 июля 1941 года) речникам пришлось тушить пожары в Северном и Западном портах. Особенно тяжелая пора для работников канала наступила в конце ноября, когда враг от Калинина резко повернул к Москве по трем направлениям — на Клин, Рогачев, Дмитров. 28 ноября фашисты оказались на восточном берегу канала недалеко от Дмитрова, перейдя туда по захваченному ими Яхромскому мосту. Подоспевшая 1-я ударная армия генерал-майора В. И. Кузнецова в 9 часов утра 29 ноября с колес атаковала противника и отбросила его на западный берег, после чего мост был взорван.

Немцы продолжали рваться к Москве. Ситуация становилась критической. По предложению группы инженеров-речников (Д. Ф. Агафонов, Л. С. Кусков, Б. М. Фрадкин, А. А. Прустовский, И. Н. Дымин, В. С. Жданов) на пути врага решили создать водную преграду путем интенсивного сброса воды через плотины и шлюзы в реки Яхрому и Сестру. В результате свыше 300 гектаров пойм этих рек было затоплено. Есть предположение, что в низинах пойм сосредоточилось около 300 немецких танков, готовых ринуться через канал на Дмитров, — их поглотила волжская вода. Об этом пишет ветеран Великой Отечественной войны Г. Ф. Захаров в газете «Химкинские новости» (14 декабря 2012 года)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)