Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
К 75-летию великой победы
Автор: Нина Валентиновна Мочалова
Канал Москва — Волга. Шлюз №1. 1941 год. Немецкая аэрофотосъемка.
Непреодолимая преграда №5 (353) Май 2020 Подписаться

Шлюз №3. 1937 год. Фотограф В.Я. Мовчан

Канал Москва — Волга (128 км, 10 шлюзов, 8 ГЭС, более 200 гидротехнических сооружений), введенный в эксплуатацию в 1937 году, решил сразу несколько важнейших народно-хозяйственных задач, а в 1941-м приобрел огромное оборонно-стратегическое значение, о чем пока вспоминают нечасто. По этой рукотворной водной артерии осуществлялись эвакуационные и воинские перевозки, перемещались из Москвы в Поволжье госпитали и войсковые подразделения. Часть судов Московского пароходства передали Красной армии. Цифры красноречивы: за первую военную навигацию по каналу вывезли около 235 тысяч тонн грузов — на 63 % больше, чем в последнюю предвоенную. Для этого потребовалось бы 2 тысячи железнодорожных вагонов.

С началом войны изменился облик канала. Погасили огни бакенов, провели светомаскировку прибрежных сел. Прекратились гудки судов. Работы велись только ночью. Маскировались шлюзы. Украшавшие шлюз № 3 макеты каравелл сняли и, переложив соломой, зарыли в землю (их удалось сохранить).

После первого авианалета на столицу (22 июля 1941 года) речникам пришлось тушить пожары в Северном и Западном портах. Особенно тяжелая пора для работников канала наступила в конце ноября, когда враг от Калинина резко повернул к Москве по трем направлениям — на Клин, Рогачев, Дмитров. 28 ноября фашисты оказались на восточном берегу канала недалеко от Дмитрова, перейдя туда по захваченному ими Яхромскому мосту. Подоспевшая 1-я ударная армия генерал-майора В. И. Кузнецова в 9 часов утра 29 ноября с колес атаковала противника и отбросила его на западный берег, после чего мост был взорван.

Немцы продолжали рваться к Москве. Ситуация становилась критической. По предложению группы инженеров-речников (Д. Ф. Агафонов, Л. С. Кусков, Б. М. Фрадкин, А. А. Прустовский, И. Н. Дымин, В. С. Жданов) на пути врага решили создать водную преграду путем интенсивного сброса воды через плотины и шлюзы в реки Яхрому и Сестру. В результате свыше 300 гектаров пойм этих рек было затоплено. Есть предположение, что в низинах пойм сосредоточилось около 300 немецких танков, готовых ринуться через канал на Дмитров, — их поглотила волжская вода. Об этом пишет ветеран Великой Отечественной войны Г. Ф. Захаров в газете «Химкинские новости» (14 декабря 2012 года)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)