Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
К 75-летию великой победы Автор: Вера Леонидовна Кошелева
Сцены из балета\r\n
Героическая Терпсихора №5 (353) Май 2020 Подписаться

Шестая фронтовая концертная бригада на Волховском фронте. Март 1943 года

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз болью и негодованием отозвалось в сердцах советских людей. В полной мере это относится и к деятелям хореографического искусства. Молодые балетные композиторы, художники, артисты добровольцами уходили на фронт и с оружием в руках защищали родину. Многие из них пали смертью храбрых1, другие, «приравняв к штыку» свое творчество, в составе фронтовых бригад выезжали с концертами на передовую, выступали в госпиталях и на оборонных предприятиях.

Два главных музыкальных театра страны были эвакуированы: Большой — в Куйбышев, Ленинградский оперы и балета имени С. М. Кирова — в Пермь2. Преодолевая огромные организационные трудности, коллективы обоих театров в кратчайшие сроки не только восстановили на провинциальных сценах весь предвоенный репертуар, но и в несколько раз увеличили число представлений3.

Однако вклад мастеров балета в дело защиты родины спектаклями и концертами не ограничивался. Драматурги, композиторы, хореографы работали над созданием новых произведений, которые вызывали священную ненависть к врагу, воодушевляли на ратные и трудовые подвиги, вселяли веру в грядущую победу. Результатом, кроме злободневных хореографических миниатюр, стали многоактные спектакли — балеты «Гаянэ» (1942) и «Лола» (1943).

«Русский солдат»

Нельзя, впрочем, не вспомнить, что первый героико-патриотический балет времен Великой Отечественной войны уже в начале 1942 года был создан известным русским хореографом Михаилом Михайловичем Фокиным, жившим и работавшим тогда в США. В отличие от той части русских эмигрантов, которая желала поражения Советскому Союзу в войне с гитлеровской Германией, Фокин придерживался бескомпромиссных антифашистских взглядов. Приверженцев Гитлера и Муссолини он называл черносотенцами, сравнивая их с разнузданными погромщиками в царской России. Гастролируя по Германии, русский хореограф наотрез отказался от приглашения посетить ложу Геринга, заявив: «Не желаю иметь дело со всякой сволочью»4.

Нападение гитлеровских войск на СССР потрясло Михаила Михайловича. Он с нетерпением ждал вестей с Восточного фронта, гордился своей принадлежностью к русскому народу и от всей души желал советским людям победы в их справедливой борьбе.

С первых дней войны у Фокина возник замысел поставить патриотический балет. К сотрудничеству он пригласил художника-эмигранта Мстислава Валериановича Добужинского.

Но где взять музыку? Фокин остановил свой выбор на сюите С. С. Прокофьева к кинофильму «Поручик Киже», снятому по повести Ю. Н. Тынянова режиссером А. М. Файнциммером в 1934 году. Как вспоминал Добужинский, сюиту Михаил Михайлович прослушивал много раз «по дискам Бостонского симфонического оркестра Кусевицкого»5, изучив каждый такт и почувствовав в ней отнюдь не сатиру на нравы эпохи императора Павла I, а «отражение в народной песне самых разнообразных переживаний простой русской души <…>, плач и горе, смех и радость, хороводные игры, свадебные пляски, борьбу, смерть»6. Все это подсказало сюжет: «Молодой русский солдат приносит себя, свои страдания, свою жизнь в жертву своей прекрасной родине, которую он так любил и воспоминания о которой теснятся в душе его, когда, израненный, он остается один среди бесконечного поля битвы»7.

Определив основную канву балета, где было лишь одно центральное действующее лицо (Солдат) и множество второстепенных персонажей — участников групповых танцев в картинах предсмертных видений главного героя, Добужинский и Фокин блестяще решили задачу незаметных и быстрых переходов от реального к воображаемому. Во-первых, они придумали конструкцию двухъярусной сцены, «дававшей Фокину возможность ставить хореографию в двух плоскостях, создать <… > “контрапункт” <…> двух одновременных действий, что явилось одним из замечательных его достижений в этой постановке»8. Во-вторых, применили прием опускания и подъема декораций по ходу спектакля. Так в сцене парада появлялись казарменные здания и памятник, а в сцене свадьбы — разноцветные избы в духе народных лубочных картинок.

Балет М. М. Фокин ставил с участием танцовщиков нью-йоркского театра Метрополитен-опера, требуя от них не только технического совершенства, но и одухотворенности, искренности чувств, актерской выразительности. М. В. Добужинский, наблюдавший за репетициями, писал: «Фокин — весь в поту и с клавиром в руках, испещренным заметками, — устанавливал малейшие детали и все показывал сам, воплощаясь в каждую роль. Вся эта миниатюрная и кропотливая работа, <…> эта “математичность” совмещалась с широтой и свежестью его композиции, куда он вкладывал весь свой темперамент и душу»9.

Завершая работу над балетом, Фокин дал ему название «Русский солдат» — вместо предполагавшегося вначале «Неизвестный солдат»10, а посвящение «Всем страждущим воинам» сменил на «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны»11.

Премьера состоялась 23 января 1942 года на сцене Бостонского оперного театра.

Поднимается занавес. Перед зрителями предстает панорама опаленной и изуродованной сражением земли, простирающейся до самого горизонта. Одиноко стоит Солдат с окровавленной повязкой на голове. В предсмертном видении перед ним проносятся картины прошлой жизни.

Вот он, совсем юный, марширует на большом плац-параде. Слышатся звуки флейты и барабанная дробь, проходят воины в строгом строю.

Вот в поле танцовщицы-колосья плавно двигаются, изображая волнуемую ветром ниву. Романтичная и раздольная музыка эпизода, сливающаяся с гармоничной и изящной пластикой танцовщиц, навевает образы умиротворяющей красоты деревенской природы, мирной сельской жизни.

Вот свадьба Солдата, в сцене которой М. М. Фокин мастерски использовал русский плясовой фольклор. Ликующую жизнерадостность этой сцены подчеркивают яркие декорации и нарядные костюмы, выполненные М. В. Добужинским.

Но праздник обрывается, и Солдат умирает.

Балет вызвал восторженные отзывы зрителей и критиков. Несмотря на ретроспективизм сюжета, спектакль был воспринят как прямой отклик на события Второй мировой войны. В апреле 1942 года Фокин перенес постановку на сцену Метрополитен-оперы, где она сохранялась в репертуаре более трех лет12. Именно в этом театре вскоре «появилась традиция устраивать после спектакля овации в честь Советской армии».

«Гаянэ»

Осенью 1942 года коллектив Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, эвакуированный в Пермь, готовился к премьере нового балета, повествующего о патриотизме советских людей, их сплоченности перед лицом врага и готовности к подвигу. Название балет получил по имени главной героини, молодой армянской колхозницы Гаянэ, смело разоблачившей своего мужа — предателя родины.

Сценарий написал известный литературовед, переводчик, театральный и литературный критик Константин Николаевич Державин. Постановку осуществляла хореограф Нина Александровна Анисимова. Приехавший в Пермь композитор Арам Ильич Хачатурян увлеченно трудился над партитурой. В «Гаянэ» он использовал лучшие фрагменты своего первого балета «Счастье» (1939)13, дополнил партитуру новыми номерами в соответствии с либретто Державина, добавил третий, «курдский» акт, разработал систему лейтмотивов главных персонажей, придав красочной, самобытной, эмоциональной музыке «большое симфоническое дыхание».

Каким увидели балет «Гаянэ» его первые зрители? Вспомнить это важно, поскольку в послевоенные годы либретто неоднократно переписывалось, меняясь до неузнаваемости, а изначальная партитура перекраивалась, утрачивая целостность14; сегодня ознакомиться с первым вариантом либретто можно только в архиве театра, реконструируется же спектакль военного времени лишь по рецензиям и воспоминаниям участников премьеры. Итак…

Действие балета начинается в живописной солнечной долине, в одном из пограничных районов Советской Армении15. Колхозники собирают урожай хлопка. Ими руководят Гаянэ и ее брат Армен. Следующие один за другим массовые танцы («Сбор хлопка», «Танец хлопка», «Танец мужчин») вызывают у зрителей воспоминания о радостях мирного труда, прерванного войной.

В час отдыха юные друзья Гаянэ пытаются отвлечь ее от грустных мыслей. Вскоре зрители начинают понимать причину этой грусти. Появляется муж Гаянэ — Гико. Тунеядец и грубиян, он требует, чтобы Гаянэ бросила работу в колхозе и ушла вместе с ним. Гаянэ отказывается. Армен защищает сестру, разгорается ссора.

В это время в колхоз приезжает командир пограничной заставы — русский офицер Казаков с двумя бойцами. Гико прячется за дерево. Колхозники радушно встречают пограничников. Прерванное веселье возобновляется. После задорной Нунэ и ее друга Карена в круг танцующих вступает взволнованная Гаянэ. Ее танец выражает «трепетность чистой души, томимой и жаждой счастья, и болью горестных воспоминаний, и затаенной радостью обновляющей любви»16. За преобразившейся Гаянэ из своего укрытия со злобой и ревностью наблюдает Гико.

Во втором акте драматизм действия нарастает. Под покровом ночи в дом Гико и Гаянэ приходят трое незнакомцев, оказавшихся немецкими диверсантами. Щедро заплатив Гико, они приказывают ему поджечь колхозные склады с убранным хлопком. Узнав о предательстве мужа, Гаянэ решительно преграждает ему путь. Гико сильным ударом отталкивает жену и запирает ее, обессилевшую, в доме.

Тем временем диверсанты, заблудившись в горах, оказываются в курдском селении. Здесь их видит Армен, пришедший на свидание к любимой — курдской девушке Айше. Заподозрив неладное, он посылает двоих молодых курдов на заставу, а сам вызывается проводить диверсантов до границы. Вовремя прибывший отряд пограничников во главе с Казаковым арестовывает незваных гостей.

В этот момент раздается набат. Вдали вспыхивает зарево пожара — это Гико поджег склады. Пограничники и горцы спешат на помощь колхозникам. Следует потрясающая по музыке и хореографии сцена пожара.

Гико пытается скрыться, но появившаяся Гаянэ смело разоблачает его перед народом. В порыве злобы и отчаяния Гико ранит жену ножом. Казаков ловким движением обезоруживает предателя. Его уводят; Гаянэ бережно поднимают с земли.

Проходит время. Колхоз восстановлен после пожара. Радостно встречает Казаков выздоровевшую Гаянэ. В армянское селение на праздник съезжаются гости разных национальностей. Этот праздник, по замыслу композитора и хореографа, превращается в феерическую танцевальную сюиту, состоящую из лезгинки, русской пляски, танцев шалахо и узундара, танца с саблями и гопака...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» \r\n(«Московский журнал». 2019. №8)\r\n
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)