Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
31.08.2023
Поиски и находки
Автор: Наталия Дмитриевна Корина
Анна Павлова
«Анна Павлова» И.Е. Репина или «Этюд» А.М. Корина? №9 (393) Сентябрь 2023 Подписаться

Группа художников " Передвижной выставки" 1910

В истории русского искусства Илья Ефимович Репин (1844–1930) является одним из самых известных художников, чьи популярность и авторитет были всегда неизменно высоки. Всенародная любовь и узнаваемость, помимо вполне понятных плюсов, имела и оборотную сторону. Так, хорошо известны многочисленные истории подделок репинских работ еще при жизни мастера, на которые он реагировал весьма эмоционально. Вот что замечал по сему поводу, например, К. И. Чуковский: «Так как на произведения Репина всегда был усиленный спрос и каждому самому мелкому коллекционеру хотелось иметь у себя “что‑нибудь репинское”, ловкие маклаки и торговцы пустили в продажу множество более или менее искусных подделок, где репинский размашистый мазок был по‑дилетантски утрирован. Репин никогда не мог привыкнуть к существованию этих подделок, и всякий раз они вызывали у него изумление и ярость»1. Младший друг Репина и многолетний его сосед по «Пенатам» Корней Иванович живо описывает случай, когда несколько малограмотных коллекционеров пришли к мэтру подтвердить авторство только что купленных его работ: «В руках у них были какие‑то рулоны, альбомы и папки. Я знал эту породу людей. Они нередко бывали в “Пенатах”, богатые петербургские жители, владельцы домов и заводов, занимавшиеся коллекционерством картин. Очевидно, каждый из них приобрел по случаю какой‑нибудь холст, якобы написанный Репиным, и теперь хочет показать свою покупку художнику, чтобы он подтвердил свое авторство. Илья Ефимович торопливо подходит к своим тяжеловесным гостям. <…> Гости не спеша распаковывают привезенные ими покупки. Холсты расстилаются у его ног на траве. Тут и запорожец с голубыми усами, и бурлак на фиолетовом фоне, и Лев Толстой, перерисованный с жалкой открытки. Безграмотные, вульгарные копии, но на каждой подпись знаменитого мастера, в совершенстве воспроизводящая репинский почерк. Каждая из этих фальшивок — для Репина удар кулаком. Он хватается за сердце и стонет, словно от физической боли. Ему кажется непоправимым несчастьем, что на свете существуют такие темные люди, которым эта наглая мазня может казаться искусством. Жизнь сразу теряет для него привлекательность. Самое предположение этих людей, что он может быть автором подобных уродств, представляется ему оскорбительным. <…> Посетители смотрят на него с надменной почтительностью, ни на миг не теряя своей петербургской благовоспитанной чинности. Один из них, самый импозантный и грузный, аккуратно упаковывая своего запорожца, заявляет вполголоса с непоколебимой уверенностью, что, право же, это “подлинный Репин” и “вы, Илья Ефимович, напрасно отказываетесь от такого первоклассного холста”. Такие бури пов­торялись часто»2.

Здесь речь идет о подделках низкого уровня, носивших массовый характер, распознать которые не составляло труда даже без участия самого автора. Но существовали фальсификации и другого рода. В данной связи интересна история, происшедшая с картиной под названием «Порт­рет Анны Павловой», проданной в США в коллекцию Арманда Хаммера с автографом И.Е. Репина. В начале 2000‑х годов в России появилось несколько открыток — репродукций этого пастельного портрета, выпущенных Художественным музеем и культурным центром Арманда Хаммера. Попав в руки к отечественным филокартистам, «портрет балерины Анны Павловой кисти Репина» вызвал сомнение. Во‑первых, Илья Ефимович нечасто обращался к технике пастели — в ней им созданы, например, портреты скульптора Е.П. Тархановой-Антокольской и дочери основателя Третьяковской галереи А.П. Боткиной-Третьяковой. Во‑вторых, исследователь Г. Б. Романов после тщательных изысканий установил, что в многочисленных монографиях о творчестве И. Е. Репина Анна Павлова даже не упоминается. В книге же М. А. Немировской «Портреты И. Е. Репина. Графика» (М., 1974) имя великой балерины фигурирует только в связи с В.А. Серовым.

Между тем Г.Б. Романов в одном из номеров журнала «Нива» за 1910 год обнаружил воспроизведенный в черно‑белом варианте тот самый портрет с указанием автора — А.М. Корин. Эта коринская работа вместе с другими его произведениями, выполненными пастелью, экспонировалась на XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (1910) под названием «Этюд» и была включена в иллюстрированный каталог выставки еще при жизни художника, так что сомнений в его авторстве не возникает.

Профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, академик А.М. Корин (1865–1923), действительно, много и плодотворно работал в технике пастели, особенно начиная с 1900‑х годов. Здесь интересна характеристика творческой манеры А.М. Корина, оставленная в воспоминаниях сыном скульптора В.Н. Домогацкого Владимиром, не раз наблюдавшим Алексея Михайловича за работой: «Речь идет о настоящем подлинном психологизме, который всегда прощупывается в его передвижнических вещах, и живописной декоративности, усложненной импрессионистическими и постимпрессионистическими влияниями, свойственной поздним его вещам < ... > он стремился достичь соединения портретности с цветовой живописью»3. Именно это, «коринское», бросается в глаза при созерцании «Этюда»: женщина сидит у окна, за которым виднеется вечернее небо, фигура и лицо освещаются светом лампы с правой стороны. При внешнем спокойствии героиня полна энергии, идущей от взгляда и устремленного вслед за ним тела. Правая рука, изящно поддерживающая подбородок и выступающая вперед, сообщает еще большую динамику всему образу. Пастельная тональность и прозрачность графической техники придают изображению легкость и воздушность...

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (393) Сентябрь 2023 «Дни в Москве стали для меня необычайно ценными»
Отстоявшим Москву У памятника героям
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель
«Братались с вольными поляками…» Тарас Шевченко — польское знамя украинского сепаратизма
«Знаменитая столица всех рабочих» Московская хроника» Бертольда Брехта
«Песнь в красках во славу Творца» Московскому художнику Александру Ивановичу Верстову — 60 лет*
«Анна Павлова» И.Е. Репина или «Этюд» А.М. Корина? К 100-летию со дня кончины художника-передвижника Алексея Михайловича Корина (1865–1923)
«Ах, надо же — из Москвы…» О сестрах Анне Дмитриевне и Любови Дмитриевне Сумароковых — участницах «Русских сезонов» С.П. Дягилева
«Есть такая профессия…» Мой герой — хирург Владимир Ильич Родионов