Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
Из дальних лет Автор: Николай Константинович Миско
Дом Нирнзее («тучерез») в Большом Гнездниковском переулке
Сын Кароля и Людвики №5 (353) Май 2020 Подписаться

Могила Эрнста-Рихарда и Сюзанны Нирнзее

В результате длительных архивных поисков удалось обнаружить местонахождение могилы одного из наиболее таинственных архитекторов дореволюционной Москвы — Э.-Р. Нирнзее. Таинственность заключается в удивительном сочетании множества построенных им зданий с полным непониманием того, откуда их автор взялся и куда он в один прекрасный момент исчез. Выдвигалась даже версия о самоубийстве Нирнзее, якобы бросившегося в пролет лестницы самого знаменитого своего дома — № 10 по Большому Гнездниковскому переулку1.

Впрочем, фактом исчезновения человека в переломный для России период начала XX века удивить сложно. Гораздо более интригующим, чем вопрос «куда», представляется вопрос «откуда». Обладатель немецкой фамилии, что не являлось редкостью в Российской империи, Э.-Р. Нирнзее, по мнению большинства исследователей, приехал в Москву из Варшавы. Согласно обнаруженным документам, родом он был (как минимум официально, о чем ниже) оттуда же. Более того, в Варшаве и скончался.

Известный российский журналист В. Е. Раевский потратил несколько лет на поиски следов Нирнзее. В результате нашелся один из дальних родственников архитектора, который поделился информацией о том, что, по его сведениям, дед Эрнста-Рихарда, австрийский подданный, в середине XIX века переехал в Варшаву; умер же Э.-Р. Нирнзее также в Варшаве, в собственном доме, в районе Нижний Мокотув (Dolny Mokotów).

Эта информация побудила обратиться к городским справочникам. В польской столице вплоть до 1930-х годов издавался указатель «Вся Варшава»2, который по аналогии с выходившими в России (например, «Вся Москва», «Весь Петербург») включал в себя не только полный перечень городских торговых фирм и промышленных предприятий, но и алфавитный список собственников недвижимости. И вот среди домовладельцев улицы Влоской (Włoskiej, дом № 7) оказалась некая Сюзанна Нирнзеел (Zuzanna Nirnzeel)3. Здесь явная ошибка — эта немецкая фамилия неоднократно перевиралась и российскими, и польскими писарями.

Так была установлена локализация последнего жилища архитектора. К сожалению, район Мокотув очень сильно пострадал во время Варшавского восстания 1944 года. Улица Влоска наверняка не избежала общей участи: хотя в наше время тут насчитывается меньше десятка домов, место, где располагался дом Нирнзее, определяется лишь приблизительно, да и то только при условии, что современная застройка сохранила довоенную нумерацию.

Позволительно сделать предположение о принадлежности членов семейства Нирнзее к приходу здешнего храма. Вопрос вероисповедания в данном случае можно считать решенным, учитывая австрийское происхождение и польское воспитание нашего героя. Старейший костел на Мокотуве — Пресвятой Девы Марии — относился к парафии (церковному округу) Михаила Архангела. Он также был полностью разрушен во время Варшавского восстания и восстановлен уже после войны. Однако метрические книги костела сохранились в архиве Варшавской архидиоцезии (епархии). После длительных поисков в книге записей об умерших за 1943–1945 годы удалось обнаружить запись под № 574 о смерти Сюзанны-Барбары Нирнзее.

«Дело имеет место быть в Варшаве, в канцелярии парафии святого Михаила. Дня 11 октября 1943 года в 9 часов утра присутствовали: Генрик Дурановский, чиновник, и Станислав Гарецкий, торговец. Совершеннолетние и проживающие в Варшаве свидетельствуют, что 8-го дня текущего месяца в 9 часов утра в Варшаве на улице Влоской (Итальянской), дом номер 7, умерла Сюзанна Барбара из семьи Вольтановских Нирнзее, вдова, пенсионерка, имевшая полных 70 лет и рожденная в России, дочь Романа и Эмилии, супругов Вольтановских. После удостоверения факта смерти Сюзанны-Барбары Нирнзее этот акт был нами и первым свидетелем подписан»4...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» \r\n(«Московский журнал». 2019. №8)\r\n
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)