Вид со стороны Театральной площади. 2013 год. Фотография А. Савина
Памятник братьям Лихудам в Москве
Первое дошедшее до нас упоминание о Заиконоспасском монастыре относится к 1600 году. Однако согласно так называемому Петровскому плану Москвы («Петров чертеж»), датируемому 1597–1599 годами, на площади, занимаемой монастырем, уже тогда стояли два храма. При проведении в 1990-х годах реставрационных работ здесь была обнаружена кладка белокаменного фундамента конца XVI века, что дает основание предположить существование на этом месте более древних храмовых построек.
Улица, на которой находится монастырь, получила название от Никольского монастыря, основанного в XIV столетии. Поэтому обитель первоначально именовалась «Спасской, что на Никольском крестце».
Справочник «Православная Москва» сообщает, что Заиконоспасский монастырь основал царь Борис Годунов. Но Смута, повергнувшая Московское государство в страшное разорение, на много лет отодвинула обустройство новой обители. Лишь при царе Михаиле Федоровиче монастырь был возобновлен на «старом месте, в песках, за иконным рядом». Торговые ряды тогда занимали бо́льшую часть Китай‑города, а на Никольской образовался целый Иконный ряд. За ним в ста шагах от Красной площади в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича и попечением князя и воеводы Федора Федоровича Волконского (?–1665) построили новый Спасский собор. С тех пор монастырь получил столь необычное название — Заиконоспасский.
В первые десятилетия существования монастыря тщанием Патриарха Филарета1 в нем организуется духовная школа, определившая главную особенность обители — быть «учительной». Желая духовного просвещения своего народа, государь вознамерился создать в Заиконоспасском монастыре Славяно‑греко‑латинскую академию — первое высшее учебное заведение в России. Для покрытия расходов на создание и содержание Академии к Заиконоспасскому монастырю были приписаны Данилов и Андреевский монастыри в Москве, Иоанно-Богословский под Рязанью, Николо-Песношский в Дмитровском уезде, Медведева пустынь, восемь пустошей в Боровском уезде и царские вотчины в Верейском уезде, а также выделены немалые денежные средства из казны. Летом 1665 года по указу Алексея Михайловича в Заиконоспасском монастыре соорудили деревянные хоромы для направленных на учебу молодых подьячих Приказа тайных дел.
В следующем году Симеон Полоцкий2 произнес перед царем «орацию» (речь) о необходимости «взыскати премудрости» в Русском государстве. Ему и поручили подготовку нового важного дела. Он составил «Привилегию» — устав, согласно которому, ректором и учителем Академии могли состоять только выходцы «из сынов православной веры, русских или греков». При вступлении в должность ректор обязывался давать клятву о твердом соблюдении православных догматов. Ученики могли набираться из любого сословия, но обязательно православного исповедания. По окончании Академии выпускники причислялись к благородному сословию.
Симеон Полоцкий умер в 1680 году и был погребен в Заиконоспасском монастыре. В Спасском соборе сохранилась надмогильная плита с эпитафией3.
* * *
К описываемому времени в Русской Церкви и при царском дворе «греческая» партия одержала победу над «латинской» и в богословских спорах, и в политической борьбе. Для продолжения академического строительства в 1685 году в Москву пригласили греческих ученых богословов — иеромонахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов4. В 1686‑м в монастыре был сооружен каменный трехэтажный академический корпус. «Возведению здания <…> весьма много содействовал и деньгами и распоряжениями» князь В. В. Голицын5, которого Лихуды называли своим заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем. Позже Иоанникия похоронят в соборе Заиконоспасского монастыря. А брат сочинит эпитафию:
О путниче, что мимо идеши?
Стани, прочитай…
Се, лежит здесь человек Божий,
Ангел Восточныя Церкви.
В 1687 году Патриарх Иоаким6 с собором духовенства приехал на освящение нового здания и благословил перейти в него учеников школ Богоявленского и Андреевского монастырей, Ртищевского училища и типографского училища самого Заиконоспасского монастыря7. Вскоре к ним «по указу Царей [Петра и Ивана Алексеевичей]» были «присоединены до сорока боярских детей и значительное число разночинцев»8. В академии преподавали грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию разумительную (умозрительную) и естественную (физику), богословие созерцательное (учащее вещам Божественным) и деятельное (учащее очищению совести), право церковное и гражданское. Обучение велось на греческом и латинском языках.
* * *
С 1704 года настоятель Заиконоспасского монастыря одновременно являлся и ректором Академии. Из числа настоятелей‑ректоров вышли многие замечательные пастыри, богословы, миссионеры. Ректоры и префекты (помощники ректоров) Заиконоспасской академии впоследствии несли епископское служение в Рязанской, Псковской, Нижегородской, Ярославской, Архангельской епархиях, занимали и кафедры в Новгороде Великом, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. По всей России разносили они из «обители Мудрости и Смысла» свет православного просвещения.
В петровский период одним из самых ревностных защитников православных догматов от наступления католичества и лютеранства стал архиепископ Феофилакт (Лопатинский)9. Еще будучи ректором, он от лица Академии преподнес Петру I канты, воспевающие Полтавскую победу.
Академия в ту пору оставалась еще плохо устроенной: здания были ветхи, средств отпускалось недостаточно, учителей не хватало по причине недостатка в стране образованных людей. Царь именным указом предписал выделить на починку академических зданий 2746 рублей, а также передать монастырю Иконный ряд. Позже Петр II выплатил компенсацию за эти постройки и выдал монастырю жалованную грамоту на вечное владение ими.
Епископ Иннокентий (Кульчицкий)10 сначала преподавал в Академии словесность, а с 1714 года уже в качестве префекта — философию и нравственное богословие. В 1727 году он стал епископом Иркутским и Нерчинским. Почитается просветителем народов Восточной Сибири. Прославлен в лике святителей.
Монахи Заиконоспасского монастыря и преподаватели Академии несли апостольское служение на далекой Камчатке и в Китае. Для обучения новообращенных христиан ректор академии епископ Иоасаф (Хотунцевич)11 написал катехизис «Сила Божественного учения, вкратце начертанная».
* * *
В 1701 году архитектор И. П. Зарудный построил на старом месте новый двухпрестольный собор, ставший одним из выдающихся памятников нарышкинского барокко. Высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками... Украшали здание из красного кирпича белые декоративные гребни и раковины.
В 1742 году на освящение восстановленного после пожара Спасского собора пожаловала императрица Елизавета Петровна.
В 1842–1848 годах возводится надвратная колокольня.
* * *
Особой заботой Славяно‑греко‑латинской академии являлась подготовка проповедников, для чего был создан специальный класс риторики. В верхнем храме Спасского собора установили кафедру, с которой ректоры и монахи монастыря произносили проповеди во время службы. В дальнейшем в Академии утвердилась особенная «должность» — проповедники, каковыми назначались преподаватели, а в некоторых случаях — слушатели (с обязательным утверждением Святейшим Синодом). На академические проповеди собирались православные со всей Москвы. Арсений (Могилянский) стал придворным проповедником, Амвросий (Подобедов) за проповедь, произнесенную в присутствии Императрицы Екатерины II, удостоился бриллиантового креста12.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
Краткие биографии, подвиги, память
Заиконоспасский монастырь в Москве: страницы прошлого и день сегодняшний
Записки американского дипломата о его пребывании в Москве (апрель 1865 — январь 1866 года)