Нет сомнений, что памятью о предках, почитанием их трудовых и ратных свершений сберегается нравственный код народа, а значит — и государства в целом. И в Российской империи, и в Советском Союзе прославлялся человек‑созидатель, воин, защитивший страну на поле брани. Прославлялся в литературе и кинематографе, в живописи и монументальном искусстве. Этот номер мы открываем небольшой заметкой Анатолия Александровича Михайлова «Отстоявшим Москву», в которой рассказывается о мемориале «Героям обороны Москвы 1941 года» на Новодевичьем кладбище — летчике‑истребителе Викторе Васильевиче Талалихине (1918–1941), генерал‑майоре Иване Васильевиче Панфилове (1892–1941), генерал‑майоре Льве Михайловиче Доваторе (1903–1941). Осенью 1941 года они, «родившиеся в разных местах страны, оказались у стен столицы; сражались с врагом в разных родах войск; погибли в разное время; но судьбе было угодно, чтобы их останки предали земле в один день и в одном месте».
Второй год подряд Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы совместно с «Московским журналом» проводит конкурс школьных эссе для учащихся 6–11 классов Москвы и Подмосковья. Тема нынешнего (2023) звучала так: «В моей семье живет герой (о событиях после 1945 года)». Необычен был заданный формат: ребята могли писать о славных делах не только их «дедов и прадедов» (здесь уже сложилась устойчивая традиция), но и о людях, живущих рядом, здесь и сейчас… Победителем конкурса стал ученик 8‑го «А» класса московской школы № 58 Евгений Попов. Свое эссе он посвятил Владимиру Ильичу Родионову — полковнику медицинской службы, «мужественно и беззаветно выполнявшему свой интернациональный долг в Афганистане и Чеченской Республике, человеку твердого характера и сильной воли, и в то же время с добрым сердцем и золотыми руками».
«Тарас Григорьевич Шевченко (1814–1861), — пишет в очередной статье под рубрикой “Актуальная история” Алексей Анатольевич Иванов, — воспринимается нами просто как “главный” украинский поэт — подобно А. С. Пушкину в России. Но здесь аналогия не совсем верна. Еще во времена УССР начал складываться культ Тараса Шевченко, реально соперничавший даже с ленинским. А уже в независимой Украине возвеличивание приобрело едва ли не религиозный характер». Его портреты в госучреждениях помещают в своеобразный «красный угол», перед его «ликом» возжигают свечи и творят молитвы… Исторический анализ этого явления автор дает в статье «Братались с вольными поляками…», подзаголовок которой гласит: «Тарас Шевченко — польское знамя украинского сепаратизма»...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru