Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
К 75-летию великой победы Автор: Вадим Николаевич Якунин
Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) и священнослужители, награжденные медалью «За оборону Ленинграда». 15 октября 1943 года
«Сила Божия была с народом нашим» №5 (353) Май 2020 Подписаться

Икона Казанской Божией Матери

Такие известные ученые, как О. А. Платонов и иеросхимонах Моисей (Боголюбов), приводят в своих книгах множество православных преданий периода Великой Отечественной войны. У некоторых есть документальные основания, другие, как ныне признают и сами верующие, носят в значительной мере мифологический характер. Однако в нашем случае важно не это, а то, что все они играли в военные годы положительную роль, поскольку вселяли в людей веру в неминуемую победу над врагом, помогали перенести военные тяготы. Не пытаясь изложить полную картину (что невозможно в рамках краткого очерка), ограничимся лишь несколькими штрихами, тем не менее достаточно ярко характеризующими описываемое явление.

* * *

До сих пор в народе нашем бытует легенда, что Г. К. Жуков всю войну возил с собой в машине Казанскую икону Божией Матери, наиболее чтимую русским воинством, а отправляясь командовать Одесским военным округом и проезжая Киев, принес ее в храм и попросил поместить чудотворный образ в алтаре. Возникновение подобной молвы о Жукове, в глазах людей соединившем царскую и советскую традиции (дважды георгиевский кавалер и четырежды Герой Советского Союза), вполне объяснимо. Известно в частности, что Георгий Константинович, когда один из белорусских священников пожаловался ему, что фашисты увезли колокола из храма, приказал доставить в этот храм по железной дороге новые колокола и прислал в помощь взвод солдат. Именно Г. К. Жуков в 1945 году вновь зажег неугасимую лампаду в восстановленном по его приказу лейпцигском православном храме, построенном в память о Битве народов.

Существуют многочисленные свидетельства о том, что начальник Генерального штаба маршал Б. М. Шапошников (бывший полковник царской армии) носил на груди старинную нательную ладанку с иконкой и постоянно молился о спасении России. Верующие придавали особый смысл тому, что преемником Бориса Михайловича на посту начальника Генштаба стал сын священника маршал А. М. Василевский.

В освобожденной Вене в 1945 году по приказу маршала Ф. И. Толбухина (брат которого, протоиерей, служил в блокадном Ленинграде) были отреставрированы витражи православного собора и отлит в дар колокол с надписью «Русской Православной Церкви от победоносной Красной армии»1.

О росте религиозных настроений в армии в годы войны свидетельствуют архивные документы, очевидцы, литераторы, в числе которых и писатель В. Ф. Тендряков2. Вот характерные строки из письма солдата М. Ф. Черкасова: «Мама, я вступил в партию. <…> Мама, помолись за меня Богу»3.

Много значили для верующих совпадения дат текущих событий с памятными датами православного календаря. Так, начало контрнаступления Красной армии 6 декабря 1941 года под Москвой пришлось на день памяти святого благоверного князя Александра Невского — защитника земли Русской. Германия напала на СССР в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, — их небесное покровительство предопределило в итоге поражение агрессора. Киев был освобожден 6 ноября 1943 года — в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1945 году Пасха отмечалась в день великомученика Георгия Победоносца — знамение скорой победы над фашистской Германией… Не случайно в массовом сознании тех лет сформировалось убеждение о закономерности поворота в религиозной политике советского государства4.

Зримым свидетельством помощи Божией нашему народу в годы Великой Отечественной войны верующие называют обновления икон в епархиях, пострадавших от фашистского нашествия. Долгие десятилетия сотни документов, зафиксировавших подобные события, тщательно скрывались в спецхране. Характер изложения в этих документах, как увидим, зависел от их авторов. Вот фрагмент протокола, написанного представителями власти: «В 1944 году в феврале имел место случай “обновления иконы” в Ивановской области. Организаторы этого “обновления” — бывший священник Сорокин и гражданка Петрова — органами НКГБ арестованы и осуждены, икона конфискована»5.

А вот выдержки из акта, составленного окружным благочинным протоиереем Дмитрием Павловичем Плахтеевым: «Сего числа (18 августа 1944 года. — В.Я.) нами вторично проверен факт обновления икон Почаевской Богоматери, “Неопалимая Купина“ и Апостола и Евангелиста Марка у гражданки села Королевки [Макаровского района Киевской области] Зайцевой Софии Васильевны, причем оказалось, что все изложенное в [предшествующем] акте № 1 отвечает действительности. <…> 22 июня 1944 года совершилось обновление икон. <…> Хотя оно происходило во время утренней молитвы, около 9 часов утра, но процесса обновления икон София не видала, только обратив взоры на иконы, она заметила, что они просветлели, и в другой раз говорит, что с икон сходили как бы тучи, а икона делалась яснее и понятнее. При осмотре икон гражданскими должностными лицами за иконами была паутина, на что представитель сказал: “Там адрес“, что свидетельствовало за то, что иконы были не тронуты с места. София Зайцева сообщила, что 20 июля у нее опять обновилась <…> икона Святителя Иннокентия, Епископа Иркутского. <…> Была почерневшая, а сейчас просветлела». На вопрос отца Плахтеева, как люди узнали, что обновились иконы, София Зайцева ответила: «Я сначала скрывала факт обновления икон, но когда мне было сонное видение, чтобы отслужить молебен и акафист, то я в этом усмотрела предупреждение, и меня объял страх, что это событие совершилось не только для меня, но и для всех людей. Вот я персонально начала сообщать об этом потихоньку людям. <…> Сначала народ собирался в большом количестве, особенно в праздники и воскресные дни, но приходили и в будни, <…> что побуждало их между собой собирать средства на обед. <…> Были случаи, когда обеды готовили на 500 человек»6.

Помогали переживать ужасы войны и молитвенные стояния подвижников благочестия. Так, старец иеросхимонах Серафим (Муравьев) в поселке Вырица, что недалеко от Санкт-Петербурга, всю войну по многу часов в день молился о спасении Отечества на камне в саду перед иконой преподобного Серафима Саровского. Его столпнический подвиг вселял в сердца верующих надежду на одоление вторгнувшегося врага7. В июне 1941 года Андрей Кузьмич Злобин, уроженец села Рачейка под Сызранью, взял на себя подвиг отшельничества. В трех верстах от родного селения у ручья он срубил келейку, водрузил рядом крест, а на гору втащил плоский камень, чтобы молиться на нем в подражание преподобному Серафиму. Четыре года на вершине горы старец предстоял Господу с молитвой о спасении России8...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» \r\n(«Московский журнал». 2019. №8)\r\n
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)