Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Соотечественники Автор: Виктор Аркадьевич Бердинских
Осип Эмильевич Мандельштам\r\n
«Певец нелицемерный» №8 (368) Август 2021 Подписаться

Прием в масонскую ложу нового члена. С гравюры

Много острых словечек, афоризмов, шуток Кострова гуляло по Москве. Между тем оды приносили ему все меньше лавров. Мастерство не убывает, а общественного отклика нет. Ермил Иванович пытается разобраться в причинах, изменить русло своего творчества, но... он поэт на жалованье и обязан творить в заданном стиле. Словно глядя на него, написал Гаврила Романович Державин эпиграмму:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту;

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Уж если сановный и богатый дворянин Державин ощущал себя подобной птичкой, то поэт из мужиков и подавно.

В 1770–1780-х годах похвальные оды теряют первенствующее место в лирической поэзии — хотя и пишутся еще в изобилии, но уже не удовлетворяют ни читателей, ни самих авторов. В данной связи отметим исключительную поэтическую чуткость Ермила Ивановича к новому. На протяжении десятилетия он совершил впечатляющую эволюцию, последовательно отразившую этапы развития русской литературы второй половины XVIII века. Начав как верный ученик Ломоносова, Костров вскоре легко усвоил принципы школы Хераскова, а затем в 1780-х годах столь же легко принял великие литературные реформы Державина и в конце жизни стремительно двигался в русле сентиментализма и предромантизма.

С 1783 года Костров пишет все меньше од, предпочитая называть их эпистолами, посланиями, песнями. Этот год стал для него, как и для всей русской поэзии, переломным: появилась державинская «Фелица», принятая многими как манифест литературного новаторства. Костров откликнулся стихотворным посланием к автору:

Наш слух почти оглох от громких лирных тонов,

И полно, кажется, за облаки летать,

Чтоб, равновесия не соблюдя законов,

Летя с высот, и рук и ног не изломать.

Хоть сколь ни будем мы стараться

В своем полете возвышаться,

Фелицыны дела явятся выше нас.

Ей простота приятна в слоге,

Так лучше нам, по сей дороге

Идя со скромностью, к ней возносить свой глас.

<…>

Признаться, видно, что из моды

Уж вывелись парящи оды…

Завершается послание многозначительными словами: «Путь непротоптанный и новый ты обрел».

Да, Державин влил в жанр оды свежую струю, разрушил застывшие формы. Однако число сочинителей, писавших по старинке, в 1780–1790-х годах не уменьшилось...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект