Перронный зал станции «Чеховская»
От редакции
14 октября 2021 года на площадке газеты «Вечерняя Москва» состоялось открытие XIX Московского фестиваля прессы. В этот день в числе прочих мероприятий прошла презентация очередного приложения к «Московскому журналу», выпущенного в рамках проекта «Пресса в образовании», который реализуется при поддержке Департамента СМИ и рекламы и Департамента образования и науки города Москвы. Проект призван решать задачи просветительского характера, в частности, задачу приобщения школьников столицы к чтению традиционной печатной прессы с целью расширения их кругозора и обогащения читательского опыта. «Московский журнал» принимает в проекте деятельное участие, издавая серию приложений историко-краеведческой (москвоведческой) тематики, распространяемых по школам Москвы.
Приложение «Музей под землей», представленное 14 октября, посвящено истории Московского метрополитена. Автор опубликованной здесь статьи Б. В. Арсеньев выступил с лекцией по этой теме перед учениками московских школ № 1512, 1363, 657, 1231, 854. Ответить после лекции на все вопросы аудитории Борис Вячеславович не успел из-за недостатка времени. Редакция «Московского журнала» сочла необходимым дать ему возможность «дообщаться» с ребятами, пусть и в заочной форме. Мы отобрали наиболее интересные вопросы, не прозвучавшие на презентации, с тем чтобы Борис Вячеславович дал на них письменные ответы. Подготовленный таким образом материал помещен ниже. Читателям, интересующимся историей Московского метрополитена, советуем также обратиться к статьям Б. В. Арсеньева, опубликованным в № 7–11 «Московского журнала» за 2021 год.
Вопрос: Каким образом даются названия станциям? Почему, например, нет ни одной в честь знаменитых певцов, танцоров, музыкантов?
Ответ: Названия станций Московского метрополитена даются, как правило, по географическому принципу — по расположению в определенном районе, административном или историческом, близ значимых городских объектов — улицы, площади, вокзала, стадиона... Это облегчает ориентацию пассажиров в городе. Но есть исключения. Так, станции «Полежаевская», «Пражская», «Римская» не имеют рядом соответствующих топонимов. Первая названа в честь одного из начальников «Мосметростроя» В. Д. Полежаева, две другие — в знак дружбы и сотрудничества Москвы со столицами Чехословакии и Италии. Станции «Партизанская», «Планерная», «Молодежная» находятся на расстоянии многих километров от одноименных улиц. Их названия не привязаны к местной топонимике. Тщетно искать возле станций «Октябрьская» Октябрьскую улицу, расположенную в добром десятке километров севернее. Так получилось из-за переименования: Октябрьской площади вернули исконное название Калужской (первоначально так именовалась и станция метро Кольцевой линии).
Сегодня нет уже в Москве Пролетарского и Красногвардейского районов, а в названиях станций метро они остались. Впрочем, случается, и не столь уж редко, что одни имена заменяются другими. Больше двух десятков станций подверглись переименованию, порой неоднократному, по причине изменений общественно-политической обстановки в стране. Так, «Сталинская», расположенная в одноименном районе города, после развенчания культа личности стала «Семеновской». Рекордсмен по переименованиям — станция «Охотный ряд». Под этим названием она открылась в 1935 году. С 1955-го носила имя руководителя строительства Московского метро — Л. M. Кагановича (как до этого — весь столичный метрополитен). В 1957-м, когда «железный нарком» попал в опалу, станции вернули прежнее название — «Охотный ряд». Но ненадолго. В 1961-м она стала «Проспектом Маркса», а в 1990-м в очередной раз обрела изначальное название. 5 ноября того же года переименовали целый ряд станций и целые линии, в названиях которых присутствовал идеологический смысл. Например, «Кировскую» — в «Чистые пруды», «Дзержинскую» — в «Лубянку», «Площадь Ногина» — в «Китай-город», Кировско-Фрунзенскую ветку — в Сокольническую, Горьковско-Замоскворецкую — в Замоскворецкую, Ждановско-Краснопресненскую — в Таганско-Краснопресненскую. Однако имя революционера-большевика Войкова, участника расправы над царской семьей, вопреки настояниям части московской общественности, до сих пор значится на схеме метрополитена (станция «Войковская»).
Что касается названий, связанных с учеными, писателями, поэтами, то в метро имеются станции «Проспект Вернадского», «Ломоносовский проспект», «Менделеевская», «Улица Академика Янгеля», «Тимирязевская», «Пушкинская», «Чеховская», «Достоевская», «Лермонтовский проспект». Спорт представлен станциями «Динамо», «Спартак», «ЦСКА», «Спортивная». Искусствам, кроме литературы, повезло меньше — станций с именами их деятелей пока нет. Но есть многочисленные изображения музыкантов, певцов, танцоров на «Театральной», «Новослободской», «Киевской», «Парке культуры». А на витраже станции «Цветной бульвар» угадываются образы популярнейших клоунов расположенного рядом цирка — Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Олега Попова. Возможно, когда в разрастающейся Москве появятся новые улицы с именами деятелей искусств и к ним протянутся линии подземки, мы все же увидим на схеме метрополитена имена архитекторов и композиторов, певцов и танцоров...
Вопрос: Какие станции метро оборудованы под бомбоубежища?
Ответ: Московский метрополитен изначально строился как объект двойного назначения — гражданского и военного. Ему предстояло стать гигантским убежищем, способным во время войны укрывать от авианалетов часть населения столицы, а также элементы инфраструктуры управления страной, вооруженными силами и городом. Оборонные соображения послужили веским аргументом в пользу строительства метро глубокого заложения, хотя и мелко заложенные станции и перегоны рассматривались как возможные бомбоубежища. Рядом с гражданской подземкой постепенно разрасталась связанная с ней скрытыми переходами сеть «специальных фортификационных сооружений» (СФС) — секретных бункеров для размещения военных и гражданских органов управления и узлов связи. Пассажиры, десятилетиями заполнявшие станцию «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), не догадывались, что где-то здесь есть потаенные ходы в расположенный рядом подземный командный пункт Московской зоны противовоздушной обороны. В 1930-х годах был построен спецобъект под кодовым названием «Трансформатор № 20» (об этом и некоторых подобных ему сооружениях рассказано в статье Д. Е. Юркова «Бункеры Сталина», опубликованной в июльском номере «Московского журнала» за 2021 год)...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru