История семьи Геппенер — Сысиных — Подгорных соединила три страны — Эстонию, Россию и Францию — и на сегодня насчитывает восемь поколений.
Ревельские1 купцы Эдвард и Карл Геппенер были дедом и отцом архитектора Максима Карловича Геппенера. Он родился в Москве 4 июня 1848 года. Окончив 3‑ю московскую реальную гимназию (1865), поступил на строительное отделение политехникума в немецком городе Карлсруэ, где учился четыре года. В 1870 году проходил практику на строительстве здания городского музея и библиотеки (сегодня — Государственный музей естествознания).
По окончании политехникума М. К. Геппенер вернулся в Москву и в 1871 году поступил помощником к архитектору А. С. Каминскому. Сдав экзамен в Академии художеств, он получил «право производить в России постройки»2. Среди зданий, возведенных им в родном городе, — училища, гимназии и приюты, полицейские дома в Сокольниках и на Таганке, здания Мытищинской, Алексеевской и Рублевской водопроводных станций, Крестовские водонапорные башни, жилые дома. Еще одна из его построек — Троицкий храм в бывшем селе Щурово (ныне — в черте города Коломна). А в Таллине можно увидеть строившуюся по проекту Максима Карловича реальную школу (ныне — гимназия).
В 1877 года М. К. Геппенер начал работать в Строительном совете Московской городской управы, рассматривавшем и утверждавшем все реализуемые в Москве архитектурные проекты. С 1879 года и до конца своих дней он являлся членом Московского архитектурного общества (МАО), принимал участие в подготовке различных изданий Общества, входил в состав жюри архитектурных конкурсов. Был награжден орденами Святой Анны III и II степеней, Святого Станислава II и Святого Владимира IV степени.
Создавая здания для жизни и работы москвичей, для себя и своей семьи Максим Карлович дом так и не построил, а в 1894 году приобрел двухэтажный деревянный особнячок во 2‑м Мариинском переулке3. К тому моменту он был женат и имел дочь. Жена — Агриппина Федоровна Казакова — родилась в семье крестьянина в селе Пушкино Московской губернии4. До замужества, окончив городское трехклассное училище в Осташкове, работала в портновской мастерской магазина «Ревель» на Кузнецком мосту в Москве. Дочь Елена появилась на свет 29 августа 1893 года. А весной 1898‑го5 к дому архитектора подкинули младенца — девочку Антонину.
Сохранилось несколько страниц дневника, написанного Ниной6 в возрасте одиннадцати лет в 1909 году. Это рассказ о счастливом детстве, родителях и старшей сестре, подругах, игрушках, развлечениях. Дом был уютным, здесь любили праздники (начинается дневник с кануна Пасхи), принимали гостей, музицировали («Лёля играет на рояле в четыре руки с папой…»), беседовали с детьми на разные темы. Отдыхать ездили в Крым7.
В выписке из метрической книги о крещении Антонины указано вероисповедание ее приемных родителей — лютеранин и православная. На страницах дневника мы видим дом с православным укладом, где перед Пасхой говели, пекли куличи и готовили традиционное угощение. Максим Карлович сотрудничал с евангелическими попечительствами и училищами, а одной из его последних построек был упомянутый выше православный храм в Коломне. Вероятно, он не придавал большого значения конфессиональным различиям. Но, лютеранина по рождению и немца по происхождению, его не могли не задеть прокатившиеся весной 1915 года по Москве и по всей России погромы: начавшаяся война с Германией вызвала усиление антинемецких настроений.
Жизнь, однако, шла своим чередом. Для семьи 1915 год был отмечен двумя важными событиями. 28 апреля Антонина Геппенер окончила восьмой класс гимназии Ю. Н. Деконской и получила свидетельство, дающее ей право преподавать историю на дому. А 24 августа Елена Геппенер вышла замуж за адвоката Бориса Афанасьевича Подгорного. Как вспоминал его коллега Е. Кулишер: «Бескорыстный и чистый человек, Борис Афанасьевич не гнался за славой, еще меньше заботился о карьере. <…> А слава пришла к нему сама собою. Его узнали, оценили и полюбили подзащитные, товарищи, судьи. Суровые председатели департаментов судебной палаты и строгие генералы военного суда с уважением слушали его защитительные речи, изящные по форме, искренние по содержанию, полные достоинства и внутренней убедительности»8. После революции 1905 года он защищал приговоренных к смертной казни, а в Первую мировую войну трудился на фронте во Всероссийском земском союзе помощи больным и раненым воинам. Родными братьями Бориса Афанасьевича были артист Малого театра Владимир Подгорный9 и артист Московского Художественного театра Николай Подгорный.
Вскоре после Октябрьской революции Е. М. и Б. А. Подгорные эмигрировали во Францию. Максим Карлович «работал без перерыва в строительных организациях Московского Совета до 1923 г., после чего в 75 лет перешел на пенсию»10. Антонина Геппенер поступила слушательницей в университет Шанявского11, одновременно начав трудовую деятельность: 6 ноября 1918 года ее приняли на должность помощника делопроизводителя санитарно‑эпидемической секции Народного комиссариата здравоохранения РСФСР12. Вероятно, в то же время она училась и в музыкальном училище Е. Ф. и М. Ф. Гнесиных по классу фортепьяно: среди документов семейного архива есть справка от 20 февраля 1919 года, подписанная заведующей Еленой Фабиановной Гнесиной. Свидетельство непростого периода жизни семьи Геппенер — удостоверение от 21 августа того же 1919 года: «Музыкальный отдел Н[ародного] К[омиссариата] П[росвещения] настоящим удостоверяет, что рояль фабрики Рениш № 462666, принадлежащий Нине Максимилиановне Геппенер, реквизиции не подлежит ввиду того, что служит для ее музыкальных занятий».
Руководил секцией, где работала Антонина, Алексей Николаевич Сысин. Он родился 4 октября 1879 года в Нижнем Новгороде в семье межевого инженера. Окончил медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы принимал участие в революционном движении, несколько раз арестовывался. Служил земским врачом в разных губерниях, с 1913 года — санитарным врачом Москвы13. Участвовал в борьбе с эпидемиями тифа и малярии14.
Спустя некоторое время А. М. Геппенер стала женой А. Н. Сысина, в 1922 году родилась дочь Нина. В том же году 4 октября в пригороде Парижа — городе ЛʼИль-Адам — родился сын Е. М. и Б. А. Подгорных Кирилл15.
10 декабря 1924 года после тяжелой болезни скончался Максим Карлович Геппенер. Агриппина Федоровна, большую часть жизни бывшая домохозяйкой, осталась без средств к существованию и обратилась в Управление московского губернского инженера16 с просьбой оставить ей назначенную мужу персональную пенсию17. Сохранилось описание, сделанное при рассмотрении ее просьбы: «Занимает одну комнату площадью 50 кв. аршин. Обстановка следующая: один письменный стол, обеденный стол, кровать (хорошая), комод с зеркальной [крышкой], трюмо, кушетка, мягкий диван, шкаф для книг, этажерка, буфет‑
шкаф, восемь стульев и маленький комод»18. Агриппина Федоровна умерла 19 февраля 1927 года от болезни сердца. Сухие строки архивного документа сообщают, что последняя пенсия была выдана дочери, и похороны прошли за счет родственников19.
В 1931 году А. Н. Сысин создает на базе отдела коммунальной санитарии и гигиены Государственного института народного здравоохранения имени Л. Пастера Центральный институт коммунальной санитарии и гигиены20. Главным направлением деятельности института стало обеспечение санитарно‑эпидемиологического благополучия населения21.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru