Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
30.09.2022
Соотечественники
Автор: Татьяна Николаевна Васильева
Ту-160
Влюбленный в авиацию №10 (382) Октябрь 2022 Подписаться

Маленький Витя

 

Ту-160 — самый большой, быстрый и мощный из всех бомбардировщиков, когда-либо созданных в нашей стране и в мире. Он может лететь на сверхзвуковой скорости долгие часы. Его зона действия — весь земной шар. Стратегический бомбардировщик Ту-160 — важнейший элемент российской ядерной триады. И еще — это очень красивый самолет, завораживающий своим стремительным и плавным силуэтом. Не случайно у Ту-160 есть еще и неофициальное название — «Белый лебедь». Старая истина — красивый самолет хорошо летает. Научная, конструкторская мысль претворяется в высокую эстетику…

Среди тех, кто создавал самолет, ставший одним из символов страны и эпохи, был Виктор Иванович Рулин — мой муж и коллега, с которым мы прошли долгую семейную и трудовую жизнь. Его справедливо называют «главным аэродинамиком» Ту-160. Недавно друзья, коллеги и ученики Виктора Ивановича выпустили сборник воспоминаний и статей «Путь в науку. Творческое и научно-педагогическое наследие доктора технических наук профессора В. И. Рулина». В книге есть такие строки: «Виктор Иванович — человек-романтик, увлекающийся, страстный, талантливый. Любил жизнь, семью, детей и внуков. Любил друзей, очень высоко ценил общение с друзьями. Любил русские задушевные песни, иногда пел их сам в обществе близких друзей. Увлекался спортом и путешествиями. Играл во многие спортивные игры и всегда ставил перед собой большие задачи: стать мастером спорта на ледяной дорожке, на баскетбольной площадке или на теннисном корте. Ходил в походы на Север, на Урал, по средней России на байдарках, как было у нас принято в 60-е годы. Ему была близка русская природа, ее сосновые леса, широкие поля и голубые озера. Уважал простой народный труд: мог починить любую вещь в доме, смастерить что-нибудь своими руками, например, мебель. Обожал автомобиль и сам его ремонтировал. Важнее всего для него была авиация, его профессия и работа, фирма А. Н. Туполева, на которой трудился большую часть жизни».

Биография человека лишь формально начинается с даты его рождения. Личность формируется не только собственным жизненным опытом и знаниями — она несет в себе и черты предков, их опыт и знания, передающиеся из поколения в поколение. Также пространство жизни человека не ограничивается адресами прописки и работы, местами, где удалось побывать, — это еще и «родовая география». Вот почему мы находим уместным совершить достаточно пространный экскурс в далекое прошлое…

* * *

Предки В. И. Рулина по материнской линии — прадед Андрей Степанович Филиппов и прабабка Анна Михайловна Филиппова — жили в городе Вольске Балашовского уезда Саратовской губернии. Здесь родилась бабушка Виктора Ивановича — Александра Андреевна Филиппова. В свидетельстве о ее рождении датой указан 1877 год, хотя сама она называла 1878-й...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (382) Октябрь 2022 В этом выпуске:
«Порфироносная вдова» Столичные привилегии Москвы в XVIII веке
Московская легенда о волшебном соловье Из жизни композитора, пианиста, дирижера Александра Александровича Алябьева (1787–1851)
Влюбленный в авиацию Об инженере-аэродинамике Викторе Ивановиче Рулине (1936–2017)
Мой прадед О генерал-майоре Владимире Дмитриевиче Хвастунове (1862–1920)
Лики в калейдоскопе времени Из литературно-художественной жизни Москвы 1920–1940-х годов
«Душа не может обрести покоя, пока не познает истину» Московский период жизни и научной деятельности Дмитрия Константиновича Кантемира (1673–1723)
День Бородина К 210‑летию Бородинской битвы