Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.06.2022
Защитники отечества
Автор: Владимир Дмитриевич Цукор
Подпись на обороте: «Снято 5.05.45 г. Время 13.00, высота 360 м. АФА-27Т-1 (марка ручного неавтоматического аэрофотоаппарата. — В.Ц.). Берлин: на переднем плане здание Рейхстага, дальше р. Шпрее. Квадрат 21:89, 21:90. Снимал мл. л-т Дмитриев, обрабатывал л-т Лялин»
Офицер штаба артиллерии №7 (379) Июль 2022 Подписаться

Подпись на обороте: «Сталинград. Артиллерийский наблюдательный пункт на мельнице (участок 13 Гв[ардейской] дивизии). Фото ». Пометка: «Кр. Звезда»

Мой отчим А. Е. Максимов родился в деревне Карыж Курской области. Окончил Киевский художественный институт (1938); его дипломная работа — копия картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя» из Музея русского искусства в Киеве, выполненная маслом, — до сих пор висит у нас дома. В год окончания института Максимов был мобилизован и направлен рядовым в Киевский Особый военный округ.

После окончания артиллерийской школы молодого художника откомандировали в штаб артиллерии округа. Ему довелось принять участие в походе Красной армии на Западную Украину (1939–1940). Великая Отечественная война застала его в Перемышле на новой западной границе СССР. С тяжелыми боями отходили наши войска. Победное же наступление для Афанасия Епифановича началось от Сталинграда. Всю войну он прослужил под командованием генерал-лейтенанта артиллерии Г. С. Надысева1. В мемуарах Георгия Семеновича2 есть несколько строк о моем отчиме и фотография, где тот запечатлен с боевыми друзьями-артиллеристами. Обращаясь к читателям, автор книги пишет: «Говоря о работе штаба, я в первую очередь имею в виду штабных офицеров. <…> Служба офицеров штаба артиллерии фронта была не такой спокойной и безопасной, как это может показаться. <…> Да, штаб артиллерии фронта, как правило, размещался на значительном расстоянии от линии фронта, но штабные офицеры большую часть времени находились в войсках — в подчиненных штабах и частях, на передовых позициях, где выполняли многочисленные оперативные поручения, требовавшие от исполнителей не только инициативы, но и большого мужества. И далеко не каждый мог стать полноценным офицером штаба артиллерии фронта». Г. С. Надысеву вторит в своих воспоминаниях маршал артиллерии, Герой Советского Союза В. И. Казаков: «При выполнении заданий в войсках от штабных офицеров часто требовались не только большие знания и мужество, но и подлинный героизм»3.

Тяжек и кровав был путь на запад, но дошел с боями старший лейтенант Максимов от Сталинграда до государственной границы, а потом прошагал по дорогам Европы до Берлина.

Особенно востребованным оказалось умение А. Е. Максимова замечать и запоминать малейшие детали увиденного. Возможно, и был он отобран в артиллерийские разведчики именно как художник, способный быстро и точно по памяти изобразить схему местности, нарисовать сложный топографический план, по которому можно было бы организовать артиллерийский огонь. (К слову, И. Е. Репин первые художественные навыки приобрел в Чугуевской школе военных топографов.) В боевой обстановке, когда необходимо оперативно поставить задачу батареям и каждому орудию, распределить, указав на местности, объекты поражения, ценность подобных качеств возрастает многократно. Схема должна быть наглядна и максимально близка к тому, что увидят в действительности командиры-артиллеристы, наводчики артиллерийских расчетов.

В нашей семье как реликвия хранится принадлежавшая Афанасию Епифановичу «Карманная книжка войскового артиллериста»4, верно служившая ему на протяжении войны. Черчение ориентирных планов и составление артиллерийских панорам — одна из обязанностей офицеров штаба артиллерии любого уровня. «Ориентирный план — это копия с карты с увеличением масштаба с дополнением сведений о местности и инженерных сооружениях противника, собранных средствами воздушной и наземной разведок, с наблюдательных пунктов и полученных от пленных, перебежчиков и агентов. <…> Это одно из средств связи между пехотными и артиллерийскими командирами», — такое определение дается в наставлениях по военному делу. Более сложная и ответственная задача — создание артиллерийской панорамы, представляющей собой рисунок местности, видимой с наблюдательного пункта (НП). Требуется на глаз определить угловые расстояния между расположенными здесь объектами по всей протяженности обозреваемого с НП участка фронта, обозначить строения и деревья, дороги и болота, вражеские окопы, блиндажи, пулеметные гнезда. Чтобы документ получился максимально достоверным, приходилось иногда часами при любой погоде в бинокль изучать укрепления противника, каждую секунду рискуя по отблеску оптики быть обнаруженным снайпером...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (379) Июль 2022 В этом выпуске:
Офицер штаба артиллерии Из боевой биографии капитана Афанасия Епифановича Максимова (1903–1987)
Московские адреса Климента Аркадьевича Тимирязева Историко-биографический очерк
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… К раскрытию загадки одного фотопортрета
Обер-Шальме и другие Из жизни некоторых иностранных купеческих семейств, торговавших обувью, одеждой и галантереей в Москве (конец XVIII — начало XX столетия)
«Что в Москве за удивленье?..» Путешествие слона по российским просторам в 1839 году
Из истории Московского архитектурного общества К 155-летию со дня основания
«Дом и люди в нем» Настасьинский переулок, 8, строение 2