Подпись на обороте: «Сталинград. Артиллерийский наблюдательный пункт на мельнице (участок 13 Гв[ардейской] дивизии). Фото ». Пометка: «Кр. Звезда»
Мой отчим А. Е. Максимов родился в деревне Карыж Курской области. Окончил Киевский художественный институт (1938); его дипломная работа — копия картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя» из Музея русского искусства в Киеве, выполненная маслом, — до сих пор висит у нас дома. В год окончания института Максимов был мобилизован и направлен рядовым в Киевский Особый военный округ.
После окончания артиллерийской школы молодого художника откомандировали в штаб артиллерии округа. Ему довелось принять участие в походе Красной армии на Западную Украину (1939–1940). Великая Отечественная война застала его в Перемышле на новой западной границе СССР. С тяжелыми боями отходили наши войска. Победное же наступление для Афанасия Епифановича началось от Сталинграда. Всю войну он прослужил под командованием генерал-лейтенанта артиллерии Г. С. Надысева1. В мемуарах Георгия Семеновича2 есть несколько строк о моем отчиме и фотография, где тот запечатлен с боевыми друзьями-артиллеристами. Обращаясь к читателям, автор книги пишет: «Говоря о работе штаба, я в первую очередь имею в виду штабных офицеров. <…> Служба офицеров штаба артиллерии фронта была не такой спокойной и безопасной, как это может показаться. <…> Да, штаб артиллерии фронта, как правило, размещался на значительном расстоянии от линии фронта, но штабные офицеры большую часть времени находились в войсках — в подчиненных штабах и частях, на передовых позициях, где выполняли многочисленные оперативные поручения, требовавшие от исполнителей не только инициативы, но и большого мужества. И далеко не каждый мог стать полноценным офицером штаба артиллерии фронта». Г. С. Надысеву вторит в своих воспоминаниях маршал артиллерии, Герой Советского Союза В. И. Казаков: «При выполнении заданий в войсках от штабных офицеров часто требовались не только большие знания и мужество, но и подлинный героизм»3.
Тяжек и кровав был путь на запад, но дошел с боями старший лейтенант Максимов от Сталинграда до государственной границы, а потом прошагал по дорогам Европы до Берлина.
Особенно востребованным оказалось умение А. Е. Максимова замечать и запоминать малейшие детали увиденного. Возможно, и был он отобран в артиллерийские разведчики именно как художник, способный быстро и точно по памяти изобразить схему местности, нарисовать сложный топографический план, по которому можно было бы организовать артиллерийский огонь. (К слову, И. Е. Репин первые художественные навыки приобрел в Чугуевской школе военных топографов.) В боевой обстановке, когда необходимо оперативно поставить задачу батареям и каждому орудию, распределить, указав на местности, объекты поражения, ценность подобных качеств возрастает многократно. Схема должна быть наглядна и максимально близка к тому, что увидят в действительности командиры-артиллеристы, наводчики артиллерийских расчетов.
В нашей семье как реликвия хранится принадлежавшая Афанасию Епифановичу «Карманная книжка войскового артиллериста»4, верно служившая ему на протяжении войны. Черчение ориентирных планов и составление артиллерийских панорам — одна из обязанностей офицеров штаба артиллерии любого уровня. «Ориентирный план — это копия с карты с увеличением масштаба с дополнением сведений о местности и инженерных сооружениях противника, собранных средствами воздушной и наземной разведок, с наблюдательных пунктов и полученных от пленных, перебежчиков и агентов. <…> Это одно из средств связи между пехотными и артиллерийскими командирами», — такое определение дается в наставлениях по военному делу. Более сложная и ответственная задача — создание артиллерийской панорамы, представляющей собой рисунок местности, видимой с наблюдательного пункта (НП). Требуется на глаз определить угловые расстояния между расположенными здесь объектами по всей протяженности обозреваемого с НП участка фронта, обозначить строения и деревья, дороги и болота, вражеские окопы, блиндажи, пулеметные гнезда. Чтобы документ получился максимально достоверным, приходилось иногда часами при любой погоде в бинокль изучать укрепления противника, каждую секунду рискуя по отблеску оптики быть обнаруженным снайпером...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru