Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
12 августа 1928 года

Открылся Парк культуры и  отдыха, которому в  1932  году присвоили имя Максима Горького — в честь 40‑летия литературной и общественной деятельности писателя.

18 августа 1960 года

Появился указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении городской черты...». В  результате в состав столицы вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и  Тушино, а также рабочие, дачные поселки и  сельские населенные пункты Московской области в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги.

19 августа 1870 года

Родился промышленник, коллекционер западноевропейской и  русской живописи и скульптуры Михаил Абрамович Морозов (ум. 1903). Он был одним из первых почитателей таланта М.А. Врубеля, картины которого «Гадалка», «Сирень», «Царевна-Лебедь», панно «Фауст и Маргарита в саду» приобрел для своей коллекции.

20 августа 1930 года

Создан Московский авиационный институт.

23 августа 1955 года

Академия архитектуры СССР в ходе кампании по борьбе с «архитектурными излишествами» подверглась ликвидации. На ее базе основали Академию строительства и архитектуры СССР, расформированную в августе 1964 года.

30 августа 1918 года

На заводе Михельсона в Замоскворечье эсерка Фанни Каплан совершила покушение на В.И. Ленина. На этом месте позже был установлен памятник.

30 августа 2007 года

На Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена открылась станция «Трубная». Оформление станции отражает тему древнерусской архитектуры. Между колоннами установлено двенадцать витражей с  изображениями старинных городов и сел России: Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль.

Московский журнал в соцсетях
31.01.2025
Автор: Анищенков Владимир Робертович
Фасад главного подъезда Всероссийской промышленнохудожественной выставки 1882 года в Москве. Фотография «Шерер и Набгольц»
Сокровищница народного искусства №2 (410) Февраль 2025 Подписаться

Кустарный музей Московского губернского земства в Леонтьевском переулке. 1900–1911 годы

140

 лет назад был основан музей, значение которого многие сравнивали со значением знаменитого Исторического музея. Однако сейчас ни в одном справочнике вы этот музей не найдете; знают же о нем, быть может, всего два‑три десятка человек…

Вот что сообщает путеводитель по Москве 1917 года: «С Петра Великого национальное русское искусство утратило свой самобытный характер, но старые художественные основы не исчезли — в народных глубинах они сохранились до наших дней. Отдельные чуткие художники, а вслед за ними и общественные организации сумели открыть живую красоту в самобытном русском искусстве и с большой настойчивостью принялись за его возрождение. Живым очагом этого возрождения является в Москве Кустарный музей губернского земства»1. В музейном списке Москвы авторы путеводителя поместили Кустарный музей сразу же за стоящими первыми Оружейной палатой и Третьяковской галереей!

Значимость Кустарного музея — впоследствии Музея народного искусства2 — для народных художественных промыслов была действительно велика. Он сделался центром земской организации «по содействию кустарной промышленности», которая спасла мелкое художественное «рукомесло» от гибели. Музей помог сохраниться, а зачастую и возродиться многим традиционным промыслам. Среди них — Хохлома, Гжель, Ростовская финифть.… За более чем вековую историю в музее образовалась уникальная коллекция произведений; на этом собрании воспитывались несколько поколений художников народных промыслов. Музей народного искусства — участник самых разных всероссийских и всемирных выставок, лауреат представительных международных смотров в Париже, Брюсселе, Льеже, Реймсе.

* * *

Составной частью народного, крестьянского искусства в XIX веке были кустарные3 промыслы. Труд их систематического изучения и практической помощи кустарям взяли на себя земства. Закономерным шагом в этой деятельности явилось создание особого кустарного отдела на Всероссийской художественно‑промышленной выставке 1882 года в Москве. Высокое качество экспонатов признала и публика, и наградная комиссия. Почетного права изображения государственного герба удостоились лаковая миниатюра мануфактуры Н.А. Лукутина (Федоскино)4, металлические изделия из села Вача Владимирской губернии; золотых медалей — вологодские роговые гребни, сергиевопосадский резчик по дереву Иван Хрустачёв, лаковая миниа­тюра фабрики Вишнякова (Жостово)5; серебряных медалей — оренбургские платки, курские ковры, тульские самовары, вятские шкатулки из капокорня (наплыва на корне дерева)… В конце концов земство приняло решение о создании Кустарного музея. В 1885 году «Московские ведомости» сообщили: «9 мая в час дня на Знаменке, в доме Лепешкиной6 последовало официальное открытие Торгово‑промышленного музея кустарных изделий московского губернского земства. Открытие началось молитвой с водосвятием в присутствии московского генерал‑губернатора князя В.А. Долгорукова. А после молебна князь В.А. Долгоруков в сопровождении председателя земской управы Д.А. Наумова7 осматривал вновь открытый Кустарный музей, в котором выставлено более 60 производств Московской и некоторых прилегающих губерний. Музей во многом напоминает кустарный отдел бывшей Всероссийской выставки; разница лишь в том, что при музее имеется магазин кустарных изделий, в котором продаются различные кустарные вещи по их номинальной цене. Дешевизна этих вещей невероятная, подтверждающая, насколько выгодна перепродажа тех же вещей в наших столичных магазинах для их владельцев. Открытием Кустарного музея и магазина мос­ковское земство сделало доброе дело, которое рано или поздно должно поднять благосостояние наших кустарей».

Экспонаты Всероссийской выставки, а также привезенные дополнительно, выставили в музее, распределив их по технологиям производства; здесь же демонстрировались образцы сырья и полуфабрикатов, карты размещения промыслов, специальная литература. В 1890 году музей перевели в дом Миклашевского8 на Большой Никитской улице9. Все те же «Московские ведомости» писали: «Главным направлением будущей деятельности музея предполагалась популяризация изделий кустарных промыслов, распространение лучших образцов среди кустарей, улучшение техники производства и непосредственная помощь в виде представления выгодных заказов и сбыта готовой продукции. Дело это было совершенно новое, но крайне необходимое, ибо нарождающаяся крупная промышленность неминуемо разорила бы ручное кустарное производство».

* * *

В 1889 году земством избирается особая комиссия во главе с профессорами А.И. Чупровым10 и Н.А. Карышевым11, которой поручается разработать план работы по оказанию всесторонней помощи кустарям. В комиссию единогласно избирается Сергей Тимофеевич Морозов12, только что окончивший с отличием Московский университет. В дальнейшем, как отмечалось в одной из журнальных статей, «историю мос­ковского губернского земства в области содействия кустарям совершенно нельзя уже отделить от личной деятельности Сергея Тимофеевича».

С.Т. Морозов считал, что для реа­лизации земской программы необходимо привлечь капиталы и людей со специальными знаниями, способствовать массовой заготовке сырья, создать учебные мастерские со скупками при них. Он организовал фонд кредитования кооперативного движения и передал московскому земству первый взнос в размере 100 тысяч рублей. Главным исполнителем в деле реализации указанных задач надлежало стать Кустарному музею. Сергей Тимофеевич являлся почетным попечителем нового учреждения и некоторое время совершенно безвозмездно заведовал им; влюбленный в народное искусство, «вложил» в кустарные промыслы весь свой талант и состояние. Купил дом в Леонтьевском переулке (бывшая типография А.И. Мамонтова, архитектор В.А. Гартман), пристроил к нему новый объем по проекту одного из основоположников неорусского стиля С.У. Соловьева13. Работы завершились в 1903 году, после чего С.Т. Морозов передал комплекс под музей. Позже он на месте собственного сада делает к зданию еще одну пристройку, спроектированную архитекторами В.Н. Башкировым14 и А.Э. Эрихсоном15. Крыльцо с бочковидными колоннами и тяжелой резной дверью создавалось по рисунку художника В.Н. Бакшеева16. Парадную лестницу украсил майоликовый камин «Вольга и Микула», выполненный по эскизу М.А. Врубеля17 в Абрамцевских мастерских. В устройстве экспозиции принимал участие К.А. Коровин18.

К тому времени Кустарный музей стал центром, объединившим мастерские, склады, артели и отдельных кустарей далеко не только Московской губернии. Он снабжал мастеров наилучшим сырьем, принимал от них изделия для оптовой и розничной продажи. Ежегодный торговый оборот музейного магазина достигал миллиона рублей. Работы кустарей доставлялись сюда из 26 губерний, а экспортные связи протянулись в Австрию, Германию, Швейцарию, Данию, Голландию, Бельгию, Англию, Америку. Здесь же, в музее, кустарям предлагались образцы, отобранные на различных промыслах, а также созданные профессиональными художниками в народных традициях (для этих художников в музее оборудовали мастерские — столярно‑резную, отделочную и игрушечную). Сотрудники тщательно обсуждали с кустарями их изделия. Известный богородский резчик Иван Стулов писал: «Бережно и с любовью относились музейные художники к народным талантам, растили их, как садовник цветы. Народ это понимал. И старики, и молодежь, и дети собирались в Москву в музей всегда торжественно, мылись в бане, стриг­лись, надевали все, что было лучшего, ехали со своими творениями в музей, как в храм на праздник»19.

После революции все имущество и дом С.Т. Морозова национализировали. Новые власти разрешили ему жить и работать консультантом в своем родном музее. В 1919 году он опубликовал статью «Значение красоты в жизни человека и красота в кустарной промышленности»20. Позже (1925) выехал во Францию, где зарабатывать на жизнь ему помогало ремесло, перенятое у кустарей. Похоронен Сергей Тимофеевич на русском кладбище в Сент-
Женевьев‑де-Буа.

* * *

В начале XX века сотрудники музея активно исследовали кустарную промышленность и вообще крестьянское искусство. Довольно плодотворной оставалась и собственно музейная работа. Впечатляюще выглядит выставочная деятельность Кустарного музея. В 1902 году он был экспонентом Всероссийской кустарно‑промышленной выставки в Петербурге и передвижной выставки кустарей и ремесленников, организованной Обществом содействия русской торговле и промышленности, в 1903‑м на международной научно‑практической выставке «Детский мир» в Таврическом дворце показывал игрушки, в 1909‑м участвовал в Казанской выставке сельского хозяйства и легкой промышленности, в 1913‑м — во Всероссийской торгово‑промышленной выставке в Киеве (на двух последних удостоился Почетного диплома и золотых медалей).

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (410) Февраль 2025 «За Родину, за страну...»
Позывной «Зенит» Записки ветерана боевых действий
Геппенеры — Сысины — Подгорные Историко-биографический очерк
Наставник В.А. Жуковского О педагоге, подвижнике «образования для добродетели» Антоне Антоновиче Прокоповиче-Антонском (1762–1848)
Пушкины и князья Юсуповы По страницам архивных документов
Сокровищница народного искусства К 140-летию открытия в Москве Кустарного музея (1885)
«Невольники чести» Дуэльные истории братьев Веревкиных
Художественная литература как источник краеведческой информации По публикациям в «Московском журнале»
Библиотечный век О московской библиотеке №117 и ее создателе — Александре Федоровне Сидорковой (1903–1992)
Зов сердца О хирурге-трансплантологе, почетном гражданине города Москвы академике Валерии Ивановиче Шумакове (1931–2008)