Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Свет памяти
Автор: Крол Наталья Владимировна

В. Г. Полтавский. Портрет Татьяны Викторовны Федоровой.
Холст, масло. 1977 год

Парадный портрет в музейном интерьере №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Встреча начальника 20-й шахты Т. В. Федоровой
с ребятами подшефного детского дома. 1949 год

В прошлом году в Музее Москвы на Зубовском бульваре проходила выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930‑х». Здесь демонстрировались около 2000 экспонатов из 30 российских музеев и частных коллекций, связанных с жизнью женщин того времени — художественные полотна, журналы, плакаты, атрибуты моды… Одним из «действующих лиц» выставки являлась и сама тогдашняя Москва, запечатленная на картинах известных живописцев, — Москва строящаяся, перестраивающаяся, приобретающая новые черты (а о потерях горевать тогда было не принято). В созидании новой Москвы огромную роль играли ее жительницы — энергичные, прекрасные, молодые. На выставке зачастую с довольно неожиданной стороны были представлены знаменитые персоны — например, скульптор В.И. Мухина, актриса Л.П. Орлова. И в их числе — Т.В. Федорова, о которой далее и пойдет речь.

* * *

Выполненный художником Виктором Полтавским в 1977 году масштабный парадный портрет Героя Социа­листического Труда, заместителя начальника «Мосметростроя» Татьяны Викторовны Федоровой изображает зрелую женщину в деловом костюме — подтянутую, стройную, элегантную, с красивыми, цвета спелой ржи, волосами и внимательными умными глазами. Фоном служит панно Е.Е. Лансере для северного зала станции метро «Комсомольская‑радиальная».

Ранее детство Тани прошло в Костомаровском переулке неподалеку от Яузы (по удивительному совпадению именно здесь позже возвели Дворец культуры Метростроя). Отец работал конторским служащим на заводе «Каучук», мать — ткачихой. После смерти главы семейства в голодном 1918 году Федоровы уехали к родственникам сначала в Саратов, потом на Дон. Позже, вернувшись, жили на Гоголевском бульваре, занимая комнату в общежитии. Таня ходила в школу на Арбате. Трудовую деятельность начала на «Каучуке» (1931). Окончив школу фаб­рично‑заводского ученичества, активно проявляла себя и на производстве, и в общественной жизни. В 1932 году она была избрана членом райкома комсомола, через год направлена сюда на работу, а уже в феврале 1933‑го пришла на строительство московской подземки.

В 1930‑х годах сооружение метро являлось главной столичной стройкой. И важная роль здесь отводилась именно молодежи, комсомолу. Сначала Татьяна трудилась на разборке отселенных домов в районе Арбата — там, где предстояло проложить подземную трассу. Ее сразу поставили бригадиром. Далее началось освоение рабочих специальностей: бетонщика, проходчика, откатчика, изолировщика, даже чеканщика — последнее требовало большой физической силы: вес одного лишь молотка составлял 5–6 килограммов. Вовлеченная в набиравшее популярность по всей стране стахановское движение, Татьяна стала одной из первых на «Мосметрострое» стахановок. Вскоре ее назначили бригадиром комсомольско‑молодежной бригады чеканщиков, в 1937 году избрали депутатом Верховного Совета СССР, после войны (скажем, забегая вперед) включили в состав советской делегации на Международный женский конгресс (ноябрь — декабрь 1945 года).

Быстрая, подвижная, красивая, увлеченная новой жизнью, Татьяна воспринимала повороты судьбы как логическое продолжение личных качеств — трудолюбия, контактности, интереса ко всему происходящему вокруг. В 1939 году она стала членом Мос­ковского городского комитета ВКП(б), в 1941‑м, окончив Московский институт инженеров транспорта, на строительстве третьей очереди метро работала уже сменным инженером, начальником участка, а в начале войны по партийной линии в качестве общественницы курировала строительство оборонных сооружений на Можайском и Волоколамском направлениях. Там трудились тысячи работников «Мосметростроя», в основном женщины. Некоторые погибли в ходе налетов вражеской авиации. После войны в Можайском районе, в Бородино, при участии Татьяны Викторовны появился мемориал в память трудового подвига метростроевцев. Каждый год сюда приезжают представители организации, ветераны, возлагают цветы.

Вскоре после получения диплома инженера Татьяна назначается сменным мастером, позже — начальником шахты: случай беспрецедентный не только в российской, но и в мировой практике. Потом была работа руководителем СМУ-3, после чего в 1961 году начальник Метростроя Василий Дементьевич Полежаев пригласил Т.В. Федорову на должность своего заместителя. Под непосредственным руководством Татьяны Викторовны были построены станции «Новослободская», «Киевская‑кольцевая», «Кутузовская», «Проспект Мира», «Первомайская». Она удостоена званий Героя Социалистического Труда и заслуженного строителя РСФСР, награждена орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета» (дважды), медалей.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*