Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Свет памяти
Автор: Крол Наталья Владимировна

В. Г. Полтавский. Портрет Татьяны Викторовны Федоровой.
Холст, масло. 1977 год

Парадный портрет в музейном интерьере №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Встреча начальника 20-й шахты Т. В. Федоровой
с ребятами подшефного детского дома. 1949 год

В прошлом году в Музее Москвы на Зубовском бульваре проходила выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930‑х». Здесь демонстрировались около 2000 экспонатов из 30 российских музеев и частных коллекций, связанных с жизнью женщин того времени — художественные полотна, журналы, плакаты, атрибуты моды… Одним из «действующих лиц» выставки являлась и сама тогдашняя Москва, запечатленная на картинах известных живописцев, — Москва строящаяся, перестраивающаяся, приобретающая новые черты (а о потерях горевать тогда было не принято). В созидании новой Москвы огромную роль играли ее жительницы — энергичные, прекрасные, молодые. На выставке зачастую с довольно неожиданной стороны были представлены знаменитые персоны — например, скульптор В.И. Мухина, актриса Л.П. Орлова. И в их числе — Т.В. Федорова, о которой далее и пойдет речь.

* * *

Выполненный художником Виктором Полтавским в 1977 году масштабный парадный портрет Героя Социа­листического Труда, заместителя начальника «Мосметростроя» Татьяны Викторовны Федоровой изображает зрелую женщину в деловом костюме — подтянутую, стройную, элегантную, с красивыми, цвета спелой ржи, волосами и внимательными умными глазами. Фоном служит панно Е.Е. Лансере для северного зала станции метро «Комсомольская‑радиальная».

Ранее детство Тани прошло в Костомаровском переулке неподалеку от Яузы (по удивительному совпадению именно здесь позже возвели Дворец культуры Метростроя). Отец работал конторским служащим на заводе «Каучук», мать — ткачихой. После смерти главы семейства в голодном 1918 году Федоровы уехали к родственникам сначала в Саратов, потом на Дон. Позже, вернувшись, жили на Гоголевском бульваре, занимая комнату в общежитии. Таня ходила в школу на Арбате. Трудовую деятельность начала на «Каучуке» (1931). Окончив школу фаб­рично‑заводского ученичества, активно проявляла себя и на производстве, и в общественной жизни. В 1932 году она была избрана членом райкома комсомола, через год направлена сюда на работу, а уже в феврале 1933‑го пришла на строительство московской подземки.

В 1930‑х годах сооружение метро являлось главной столичной стройкой. И важная роль здесь отводилась именно молодежи, комсомолу. Сначала Татьяна трудилась на разборке отселенных домов в районе Арбата — там, где предстояло проложить подземную трассу. Ее сразу поставили бригадиром. Далее началось освоение рабочих специальностей: бетонщика, проходчика, откатчика, изолировщика, даже чеканщика — последнее требовало большой физической силы: вес одного лишь молотка составлял 5–6 килограммов. Вовлеченная в набиравшее популярность по всей стране стахановское движение, Татьяна стала одной из первых на «Мосметрострое» стахановок. Вскоре ее назначили бригадиром комсомольско‑молодежной бригады чеканщиков, в 1937 году избрали депутатом Верховного Совета СССР, после войны (скажем, забегая вперед) включили в состав советской делегации на Международный женский конгресс (ноябрь — декабрь 1945 года).

Быстрая, подвижная, красивая, увлеченная новой жизнью, Татьяна воспринимала повороты судьбы как логическое продолжение личных качеств — трудолюбия, контактности, интереса ко всему происходящему вокруг. В 1939 году она стала членом Мос­ковского городского комитета ВКП(б), в 1941‑м, окончив Московский институт инженеров транспорта, на строительстве третьей очереди метро работала уже сменным инженером, начальником участка, а в начале войны по партийной линии в качестве общественницы курировала строительство оборонных сооружений на Можайском и Волоколамском направлениях. Там трудились тысячи работников «Мосметростроя», в основном женщины. Некоторые погибли в ходе налетов вражеской авиации. После войны в Можайском районе, в Бородино, при участии Татьяны Викторовны появился мемориал в память трудового подвига метростроевцев. Каждый год сюда приезжают представители организации, ветераны, возлагают цветы.

Вскоре после получения диплома инженера Татьяна назначается сменным мастером, позже — начальником шахты: случай беспрецедентный не только в российской, но и в мировой практике. Потом была работа руководителем СМУ-3, после чего в 1961 году начальник Метростроя Василий Дементьевич Полежаев пригласил Т.В. Федорову на должность своего заместителя. Под непосредственным руководством Татьяны Викторовны были построены станции «Новослободская», «Киевская‑кольцевая», «Кутузовская», «Проспект Мира», «Первомайская». Она удостоена званий Героя Социалистического Труда и заслуженного строителя РСФСР, награждена орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета» (дважды), медалей.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*