Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.11.2020
Историко-литературные комментарии Автор: Виктория Николаевна Торопова
И.А. Комиссарова и С.Н. Дурылин. Томск. 1929 год
«Братство по мысли, по сердцу» №12 (360) Декабрь 2020 Подписаться

С.Н. Дурылин в Томске. 1929 год

Из письма Б. Л. Пастернака от 15 ноября 1955 года к жене С. Н. Дурылина Ирине Алексеевне Комиссаровой (1899–1976)1, написанного в связи с кончиной Сергея Николаевича: «Я очень любил Сережу и в далеком прошлом, а когда закладывались основания нашей будущей жизни, многим обязан ему. Я любил в нем соединение дарованья, способности до страсти служить и быть верным проявлениям творческого начала со скромностью и трудолюбием, позднее обеспечившими ему его огромные познания. Свой высокий вкус, который не был редкостью в наши молодые годы, он сохранил на протяжении всех последующих лет, полных испытаний»2.

…Они познакомились в 1908 году, когда Борис учился в 5-м классе гимназии. Сергей знал его отца — художника Л. О. Пастернака. В Доме-музее С. Н. Дурылина в Болшеве висит автолитография Леонида Осиповича «Л. Толстой в Ясной Поляне» с надписью: «Милому Сергею Николаевичу Дурылину на добрую память. Пастернак. Москва. 1910. Январь».

В ночь на Пасху 1908 года Сергей и Борис встретились на набережной Москвы-реки у стен Кремля, где оба бродили в ожидании колокольного звона, столь величаво разносящегося по воде. Позднее они вместе проведут не одну такую ночь. Пасхальную утреню 1909 года оба встречали на колокольне Ивана Великого. Колокольня гудела, сотрясаясь от звона, и молодым людям казалось, что они в осажденной башне. Так это описано позже Сергеем Николаевичем3. Впечатление оказалось настолько ошеломляющим, что он запомнил все до мельчайших подробностей. «Еще приступ — и она (колокольня. — В.Т.) рухнет. Я почти что всунул губы свои в ухо Борису и крикнул что было сил: “Боря, мы в осаде!” <…> У Бори блестели глаза. Он улыбался широчайшей улыбкой — я ее про себя называл ганнибаловой: зубы у него блестели, как у арапа Петра Великого. Он без шляпы, умиленно кивал головой, что-то кричал мне, но я уловил только его веселое возбуждение, захватывающее дух: “Да! Да! Да!” Вдруг все смолкло. Это крестный ход обошел вокруг Успенского собора, вошел в собор — и началась утреня»4.

Дурылин бережно хранил ранние письма Пастернака, стихи, посвященные ему и той пасхальной ночи, но они сгорели в 1933 году в Киржаче (см. ниже) вместе с остальным дурылинским архивом. «До конца жизни он не мог этого забыть и пережить этой утраты», — говорила Ирина Алексеевна...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (360) Декабрь 2020 В этом номере :
«Дух Москвы сохранится…» Одно из последних интервью Владимира Брониславовича Муравьева (1928–2020)
«Братство по мысли, по сердцу» О творческих и дружеских отношениях поэта Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960) и литературоведа, писателя Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954)
Калитники Об этой исторической местности столицы
Ученый, археолог и великий историк Москвы* К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
Две судьбы О художниках Дмитрии Михайловиче Краснопевцеве (1925–1995) и Ярославе Николаевиче Манухине (1925–2017)
«Отъ Москвы 2 версты» О чем напоминает старинный верстовой столб
Декабристы в Москве Статья Владимира Брониславовича Муравьева «Декабристы в Москве»