Г.Г. Гагарин. Бал у княгини М.Ф. Барятинской. Вторая половина 1830-х годов
В двадцати километрах от Москвы находится одна из самых знаменитых усадеб Подмосковья — Архангельское, некогда принадлежавшая князьям Юсуповым. Здесь работали знаменитые архитекторы О. И. Бове, Е. Д. Тюрин, С. П. Мельников, создавшие вместе с крепостными мастерами великолепный дворец с колоннадами и парк, украшенный скульптурами. От тех времен сохранились богатая библиотека, картинная галерея и собрание скульптур. Не менее известен дворец Юсуповых на Мойке в Петербурге. Последние архивные находки в фонде Юсуповых (РГАДА) связаны с этими княжескими владениями.
Интересен документ, обнаруженный недавно в юсуповском родовом архиве. Понимая ценность принадлежащих им коллекций, последние хозяева дворцов Феликс и Зинаида Юсуповы составили в 1900 году завещание: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами <…> завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества»1.
Потомки Николая Борисовича Юсупова (1750–1831) считали его самым выдающимся представителем своей фамилии. Вот какую характеристику дал ему праправнук Ф. Ф. Юсупов в своих мемуарах: «Князь Николай — лицо в нашем семействе из замечательных. Умная, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, он водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам, был советчиком и другом Екатерины II и ее преемников — императоров Павла, Александра и Николая I»2.
Действительно, восходящие один за другим на престол государи, имея разных фаворитов, тем не менее именно князю Н. Б. Юсупову доверяли проводить важнейшие церемонии — как торжественные, так и скорбные. Вот, например, молодой император Павел I решает перезахоронить своего отца Петра III одновременно с похоронами скончавшейся в 1796 году Екатерины II. Перелистывая страницы нескольких томов «Печальной комиссии о погребении Екатерины II», видишь многочисленные распорядительные документы, подписанные князем Николаем Борисовичем.
Получив в 20 лет звание подпоручика, Н. Б. Юсупов оставил военную службу и отправился путешествовать по Европе. С собой он взял небольшой альбомчик, переплетенный в красный сафьян, с золотой тисненой надписью на французском языке: «Альбом друзей князя Юсупова»3. Сколько стран и выдающихся людей повидал этот альбом! Уехав в чужие края в июне 1772 года, князь на короткое время вернулся в Россию на свадьбу своей сестры — княгини Евдокии Борисовны — с герцогом Курляндским. В 1776 году он уже в Голландии — слушает лекции знаменитых профессоров в Лейдене, Амстердаме и Гааге. Во Франции посещает вечера в Большом Трианонском дворце. Из дошедшей до нас его переписки с Екатериной II и наследником престола Павлом Петровичем видно, сколько времени и сил уделял Николай Борисович приобретению в европейских государствах художественных ценностей. Известнейшие писатели и художники, с которыми он встречался во время странствий, считали за честь оставить автографы, стихотворные послания, акварельные наброски в «Альбоме друзей».
О своих путешествиях Н. Б. Юсупов подробно рассказывал А. С. Пушкину, который посетил князя в Архангельском в 1827 году вместе с другом — С. А. Соболевским. Один из первых пушкинистов, П. И. Бартенев, хорошо знавший Соболевского, писал: «Покойный С. А. Соболевский любил вспоминать о своей поездке в прекрасное Архангельское вместе с Пушкиным. Они ездили весною, верхами, и просвещенный вельможа екатерининских времен встретил их со всею любезностью гостеприимства»4. Какое же впечатление произвел Н. Б. Юсупов при этой встрече на Пушкина? На черновом автографе стихотворения «К вельможе» на фоне пейзажа изображена жалкая фигура старичка с подкашивающимися ногами, но, как выяснилось, сильного духом. Пушкин, беседуя с Юсуповым, был поражен его памятью, когда слушал рассказы давних лет о европейских странствиях князя. Воспоминания, несомненно, дополнял маленький дорожный альбом — только этим можно объяснить некоторые строки послания «К вельможе», напечатанного в 1830 году, где имена знакомых князя перечислены приблизительно в той же хронологической последовательности, что и на листах альбома, в соответствии с датами и маршрутами передвижений владельца. К сожалению, послереволюционная судьба альбома до сих пор остается неизвестной.
Встреча в Архангельском произошла незадолго до женитьбы А. С. Пушкина. Н. Б. Юсупов был на балу у Пушкиных в доме на Арбате после свадьбы поэта.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru