Здание Общества потребителей города Кизел
Москвичка Л. С. Евтюшкина вспоминала о своем доме: «Я там прожила 28 лет. Это бывший дом купца Метелкина, добротно построенный, над окнами первого этажа дома — головы львов. Сколько бомб рядом с домом падало, а он даже не дрогнул, трещали только стекла, заклеенные крест‑накрест. Он и сейчас стоит на том же месте. Это угол Большого Тишинского переулка и Малой Грузинской улицы» (список использованных источников см. в конце).
Упомянутый здесь Яков Адрианович Метелкин — фигура неординарная, колоритная. Данное Л. С. Евтюшкиной определение «купец» далеко не исчерпывает характер разнообразной созидательной деятельности этого человека в промышленной и хозяйственно‑экономической сферах, которой не смогли воспрепятствовать ни революционные события, ни трагические перипетии Гражданской войны, ибо кредо его звучало так: «Я всегда работал и работаю, насколько позволяет мой практический опыт, на пользу дела». О нем наш рассказ.
Я. А. Метелкин родился в поселке при Курашимском медеплавильном заводе (Кунгурский уезд Пермской губернии). Был младшим сыном в большой семье. Его отец — Адриан Илларионович Метелкин, заводской фельдшер — происходил из крепостных крестьян. Яков учился вначале дома, затем в земской школе, после чего экстерном сдал вступительные экзамены в Пермское городское четырехклассное училище. В 1880 году Яков Метелкин поступил конторщиком в технический магазин купца Егорьева на Ирбитской ярмарке, через полгода перешел на службу в Главное управление металлургических заводов французского общества «КАМА» в Перми, далее после переезда Управления на Чусовской завод продолжил работать и там в должности секретаря. С 1886 года на протяжении почти тридцати лет он трудился на Кизеловском железоделательном заводе князя С. С. Абамелек-Лазарева, занимая пост секретаря конторы Кизеловского горного округа.
21 января 1887 года в местной Свято-Троицкой церкви состоялось бракосочетание Якова Адриановича Метелкина с девицей из мещанского сословия Ириной Павловной Пановой. У них родились пять дочерей и сын. Екатерина, Галина и Вера отучились в санкт‑петербургской Демидовской гимназии, после чего Екатерина окончила еще и Бестужевские курсы. Сын Михаил окончил пермское Алексеевское реальное и кронштадтское Морское инженерное училища.
Первое время семья жила в Кизеле в собственном доме на улице Торговой, затем Яков Адрианович построил еще один дом на улице Кондукторской. В 1897 году он приобрел дом в Перми на углу улиц Оханской и Вознесенской, и Метелкины перебрались туда.
В бытность заведующим конторой Кизеловского горного округа Я. А. Метелкин занимался вопросами бухгалтерской и хозяйственно‑коммерческой деятельности. Помимо основной работы, он увлекся вопросами потребительской кооперации. Ввиду удаленности горнозаводских объектов Урала от земледельческих районов и крупных торговых центров обеспечение рабочих продовольствием и товарами повседневного спроса осуществлялось из рук вон плохо, что вызывало массовое недовольство. В связи с этим повсеместно получают распространение Общества потребителей. Первое было создано на Кыновском заводе, расположенном недалеко от Кизела на реке Чусовой. И Метелкин решает применить этот опыт на Кизеловском заводе. В 1890 году прежде всего стараниями Якова Адриановича здесь также учреждается Общество потребителей. Тогда оно насчитывало 80 пайщиков, паевой капитал составлял 8000 рублей, годовой оборот — 80 000. К 1915 году последний показатель вырос до 1,5 миллиона рублей, число пайщиков — до 1500 человек, из них 1300 — рабочие завода. Членом‑распорядителем Правления Общества Я. А. Метелкин переизбирался каждые три года на протяжении 25 лет, что говорит о высоком к нему доверии.
В 1914 году он настоял на строительстве при Кизеловском заводе крупчатной (производящей муку тонкого помола — крупчатку) мельницы. Строительные работы стоимостью 120 000 рублей выполнила московская фирма «Добровых и Набгольц». Эта мельница впоследствии стала причиной разногласий Якова Адриановича с администрацией Кизеловского горного округа в лице инженера Василия Николаевича Грамматчикова. Тот считал, что мельница себя не окупает и построена напрасно. Однако время показало: мельница жизненно необходима. Она снабжала мукой не только свой, но и соседние заводы — Усольские солеваренные, Березниковский химический комбинат и другие. Зерно ведь легче приобрести, чем муку, оно покупалось в Западной Сибири в обмен на уральское железо, и рабочие Кизеловских копей всегда были «с хлебом», сюда наблюдался постоянный приток рабочих рук из других районов.
Работая на Кизеловском заводе, Я. А. Метелкин как человек глубоко верующий большое внимание уделял благоустройству Свято-Троицкой церкви. С 1902 по 1916 год он каждые три года избирался церковным старостой, часто пел в церковном хоре. В 1902–1904 годах на собранные им средства была произведена новая роспись интерьера, отреставрирован иконостас, проведено паровое отопление и электричество, закуплены новые иконы и облачения.
Яков Адрианович удостоился трех медалей «За усердие»: нагрудной серебряной на Станиславской ленте (1906), нагрудной золотой на Аннинской ленте (1911), нагрудной серебряной на Владимирской ленте (1914).
В 1915 году, оставив службу на Кизеловском заводе, наш герой отправился в Сибирь. Еще раньше на товарищеских началах им были произведены разведочные работы по поиску каменного угля, выявлено Калягинское каменноугольное месторождение и основаны Калягинские каменноугольные копи. В августе 1913 года он вместе с братьями Пановыми (родные братья Ирины Павловны) организовал Южно-Сибирское горнопромышленное товарищество на вере для разработки месторождений каменного угля и других разведанных полезных ископаемых в Енисейской губернии. Будучи товарищем‑распорядителем Общества, Яков Адрианович руководил работами через Алексея Панова и параллельно организовывал разведку месторождений меди и золота на территории Минусинского уезда. Таковые были обнаружены, пробы руд отправлены на экспертизу в Петроград, содержание меди в руде оказалось очень высокое. Метелкин попытался найти компаньонов или инвесторов для постройки медеплавильного завода, но безуспешно. В конце концов он продал принадлежащие Товариществу Калягинские угольные копи и все разведанные месторождения меди Акционерному обществу Южно-Сибирских горных и металлургических заводов (ЮСГИМЗ), оставив за собой должность директора Петроградского правления Общества, и, помимо этого, приобрел мельницу в Минусинске и продолжил разведочные работы по поиску новых месторождений. В Томском горном управлении за ним числилось 19 различных рудников.
В 1916 году Я. А. Метелкин выдает дочь Екатерину за Бориса Дмитриевича Удинцева — почетного потомственного гражданина, племянника известного русского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852–1912). Замуж выходит и Вера — за столичного морского офицера по фамилии Вердеревский.
С 1917 года Яков Адрианович постоянно живет в Сибири — сначала в Красноярске, затем в Минусинске. Он по‑прежнему в делах и заботах, представляет дела ЮСГИМЗ в Красноярске и Томске. События Гражданской войны захлестнули и Сибирь, парализовав промышленность и железнодорожное сообщение. Стало невозможно наладить сбыт продукции Абаканского железоделательного завода, который то и дело останавливался; доходило до натурального обмена с крестьянами окрестных сел. Я. А. Метелкин и в этих тяжелейших условиях пытается найти деньги на выплату зарплаты рабочим, изучает, какие товары необходимы крестьянам и военным — основным потребителям продукции завода. В условиях кипения идеологических страстей он не примкнул ни к одной политической партии и остался верен этому принципу до конца своих дней...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru