Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.02.2024
Свидетельства эпохи
Автор: Ксения Андреевна Толоконникова
Женский день восьмое марта №3 (399) Март 2024 Подписаться

Открытки сработаны в жанре плаката — легко представить себе подобное изображение, увеличенное в несколько раз, в городском ландшафте той поры.  1961-го.

Так получилось, что у нас в музее1 осело десятка полтора открыток к Восьмому марта. Какими‑то из них были заложены принесенные к нам книги. Какие‑то составляли часть личных эпистолярных архивов. Несколько поздравительных карточек поступило среди фотоальбомов и других вещей чьей‑то умершей соседки: «Возьмите, а не то придется выбросить».

Открытки эти ничем особенным, конечно, не примечательны. И, разумеется, в семейных собраниях наших читателей найдутся в изобилии подобные образцы советской типографской продукции. Однако некую, вполне определенную, тенденцию они иллюстрируют. А именно — тенденцию к выветриванию первоначального смысла из идеологического в основе своей праздника. Она прослеживается на протяжении даже того краткого, всего в два десятилетия, временного отрезка, к которому относятся имеющиеся у нас открытки (первая из них отпечатана в 1956 году, а последние — в конце 1970‑х — начале 1980‑х).

Углубляться в историю высокоторжественного табельного дня мы не станем — она общеизвестна. Заметим лишь, что уже довольно скоро, в 1930‑е годы (к концу 1930‑х уж точно), праздник накренился — от заседаний и митингов, где освещалась роль женщины в социалистическом строительстве, к понятным танцам, дружеским пирушкам и поздравлениям советских гражданок, принарядившихся по случаю «своего» дня, который уже к этому времени в обиходе часто называют просто «женским днем». Поэтесса Маргарита Алигер 7 марта 1939 года записывает в дневнике: «Опять очень поздно приехала домой. Костя встретил с коробкой конфет, присланной к 8 Марта группкомом. Славная традиция»2.

Разумеется, митинги и выступления никуда не ушли, они имели место на протяжении всего бытования Советского Союза, однако праздник постепенно и неумолимо терял общественно‑политическое звучание, «обмирщался», одомашнивался, врастал в обывательский обиход. И — нравился женщинам, поддерживал даже в черные дни войны.

Жительница блокадного Ленинграда Мария Матвеевна Разина пишет 9 марта 1942 года: «Вчера мы с Лизой получили пригласительные билеты от товарища Зарубинской, инструктора райкома партии, — позвали нас на вечер ленинградских женщин в Доме партактива. Вечер устраивался по случаю 8 марта — между­народного женского дня.

 

<…>

 

Вскипятили мы с Лизой воды, вымылись, приоделись по‑праздничному и пошли на Мойку. Идти очень далеко, даже если напрямик через Неву по пешеходной тропинке.

Устали, конечно, до невозможности, несколько раз садились отдыхать. На 8‑й линии попали под обстрел, переждали в подворотне. Какой‑то мужчина спрашивает Лизу: — И с чего это вы, бабочки, такие нарядные? — а она улыбнулась, подмигнула ему с озорством: — Забыл, какой сегодня день!

Тут все заохали, начали вспоминать, как отмечали праздник женский в довоенное время. Переждав обстрел, мы двинулись дальше и в конце концов дотащились благополучно.

В помещении Дома партактива было очень холодно. Никто не раздевался, так и сидели в пальто и платках. Сперва состоялась небольшая торжественная часть: доклад и выступления с мест, а затем объявили, что будет концерт.

Этот концерт никого не интересовал. Мы видели, что в одной из комнат накрыт стол, и все время думали, чем нас будут угощать.

<…>

После концерта нас посадили за стол. Перед каждой женщиной стояла тарелка, а в ней кусочек черного хлеба, граммов пятьдесят — не больше, граммов десять копченой колбасы, белая булочка и два яблока.

Все очень вкусное, и съели мы моментально. Когда подали сладкий чай, у всех были пустые тарелки.

Домой вернулись поздно ночью. Шли через Неву и как обычно разговаривали про будущую хорошую жизнь»3.

После войны тенденция укрепилась. Педагог Сергей Дмитриевич Грамматин (1896—1952) встречает 8 марта 1951 года в ссылке (Новосибирская область). Выходец из священнического рода, он за все благодарит Бога, а в особенности за то, что жене‑учительнице, которую в своих записях он называет не иначе как Мамочкой, разрешили приехать к нему на поселение. «После уроков вечерней смены, — пишет он, — Мамочка пришла с подарками, которые вручили ей ее ученики по случаю праздника 8 марта. Духи, одеколон, две чайные чашки с блюдечками, столовая мелкая тарелка, шелковые чулки4, “Натюрморт” (цветы) под стеклом (работа ученицы Осиповой) и стихи ученицы Назаровой. Целое чествование! Замечательно! Приятно, что нравы смягчаются. Мамуля даже растерялась. Вот как здесь отмечают Женский день!»5

Тринадцатилетний школьник Дмитрий Артамонов (во взрослой жизни он станет геологом, востоковедом) 8 марта 1958 года поздравляет маму «с международным женским днем» и подносит ей «подарок: прыгающую жабу, черепаху резиновую, расческу, и плитку шоколада “Люкс”»6.

Личные документы эпохи свидетельствуют: «женский день восьмое марта» ушел в народ. Так или иначе справляют его представители самых разных сословий7 и поколений. Детсадовская малышня ваяет поделки для мам и бабушек, в школах одноклассники дарят девочкам открытки и конфеты, в вузах устраивают вечеринки с танцами, на работе коллеги‑мужчины стараются скрасить этот день своим сотрудницам. Механик Балтийского морского пароходства Николай Ладугин в 1961 году отмечает: «Женщины наши сегодня выходные — день 8 марта!»8 Напомним, что официальным выходным днем Международный женский день объявят лишь в 1965 году9, то есть в данном случае свободный день для женщин — почин трудового коллектива.

В некоторых кругах «день Клары Цеткин и Розы Люксембург» встречал, впрочем, неприятие. «Самый непонятный для меня праздник»10, — брезгливый отзыв Лидии Корнеевны Чуковской. Иной раз презрительная холодность интеллигентных дам в отношении Восьмого марта подвергалась вышучиванию. «Наконец, — записывает 6 марта 1960 года в дневнике молодой палеонтолог Олег Амитров, — объехав все известные цветочные магазины Москвы, я купил две прекрасных корзины с цикламенами и другими цветами в нашем магазине на Кутузовском проспекте. Дотащив их до дому, я сразу же повез одну из корзин Ирке Пославской, именно Ирке, т. к. знал, что Наталья Александровна11 считает 8 марта унизительным для женщины праздником. Она сделала вид, что ужасно оскорблена, спросила, как я смею унижать ее дочь, и т. д.; я назвал ее бабой‑ягой, и Наталья Александровна удовлетворилась»12.

Подавали возмущенные голоса и мужчины. Литератор Владимир Крупин: «Более идиотского праздника, чем 8 Марта, уже не придумать. В нем все ублюдочно, начиная с распродажи лежалых товаров до оскорбительной подачки внимания женщинам раз в год. В их глупые головы вбивается дикая мысль о равенстве»13...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (399) Март 2024 Март — месяц надежд и вдохновения
«Я не покидал пера и бумагу» О литературном творчестве художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
«Летом нужно пользоваться воздухом, светом, природой…» Из дачной жизни в усадьбе Кусково (конец XIX — начало XX века)
Женский день восьмое марта История праздника в открытках и личных документах
Истовый труженик О предпринимателе, хозяйственнике, разведчике недр, кооператоре Якове Адриановиче Метелкине (1864–1943)
Путешествие двух французов на Север Европы* Избранные фрагменты о Москве
Вновь открывая классиков К 100-летию легендарного детского журнала «Мурзилка»
Дело Годуа История расследования в связи с обвинением московского купца французского происхождения Ивана (Жана) Батиста Годуа nв фальшивом клеймении контрабандных товаров (1825–1827)