Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
29.02.2024
К читателям Автор: Анна Филипповна Грушина
№ 3 (399) Март 2024 №3 (399) Март 2024 Подписаться

Десять лет назад в первый месяц весны свершилось событие исторического масштаба — Крым вернулся в состав России. Майский номер журнала за 2014 год мы полностью посвятили Русскому Крыму. Почти два с половиной века воинских подвигов и мирного созидания на полуострове запечатлены на страницах этой журнальной книжки. Грандиозная получилась картина — и сегодня в ней ничего не прибавить, не убавить. Просто найдите тот номер, перелистайте его…

В марте мы никак не могли обойти вниманием феномен Международного женского дня 8 марта. Хотя и международный, столь масштабно он отмечается, пожалуй, только в России (ранее — в СССР). Имевший вначале официозно‑феминистическую окраску, праздник постепенно приобрел у нас характер задушевности, стал ассоциироваться с весной, цветами, подарками, о чем и говорится в очерке К.А. Толоконниковой, проиллюстрированном «восьмимартовскими» открытками 1960–1980‑х годов.

Отрывает же этот номер исследование Е.И. Ядохиной, посвященное литературному творчеству выдающегося художника А.М. Васнецова (1856–1933). Тема удивляет, поскольку она, что называется, не на слуху. Между тем Аполлинарий Михайлович сознавался, что никогда «не покидал пера и бумагу», называя литературу «родной сестрой живописи». И еще: «Литературная работа была одной из задач моей жизни». Ему принадлежит множество произведений самых разных жанров — повести, рассказы, воспоминания, путевые очерки… Особый мир, позволяющий существенно дополнить творческий портрет академика живописи А.М. Васнецова. В советское время он практически не издавался. Предлагаемая публикация — одна из первых попыток системно представить читателю Васнецова‑литератора.

В нынешнем году легендарному детскому журналу «Мурзилка» исполняется 100 лет. Его оформляли замечательные художники, создававшие красочные волшебные пространства, где дети могли не только мечтать, но и размышлять, не только развлекаться, но и познавать. Чтобы рассказать обо всех этих мастерах, потребовался бы не один солидный том. Автор эссе А.В. Шульгин подобной задачи перед собой и не ставил: «Я хочу “замолвить словечко” о тех, кто наиболее мне близок… Моя цель — просто поделиться впечатлениями, мыслями, образами, навеянными просмотром материалов личного архива, воспоминаниями о состоявшихся когда‑то встречах и беседах». Именно этой лаконичной мимолетностью, интимностью, отсутствием дистанции между рассказчиком и героями подкупают созданные автором мини‑очерки, читающиеся на одном дыхании...

«Я не покидал пера и бумагу» О литературном творчестве художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
«Летом нужно пользоваться воздухом, светом, природой…» Из дачной жизни в усадьбе Кусково (конец XIX — начало XX века)
Женский день восьмое марта История праздника в открытках и личных документах
Истовый труженик О предпринимателе, хозяйственнике, разведчике недр, кооператоре Якове Адриановиче Метелкине (1864–1943)
Путешествие двух французов на Север Европы* Избранные фрагменты о Москве
Вновь открывая классиков К 100-летию легендарного детского журнала «Мурзилка»
Дело Годуа История расследования в связи с обвинением московского купца французского происхождения Ивана (Жана) Батиста Годуа nв фальшивом клеймении контрабандных товаров (1825–1827)
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн