Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
29.02.2024
Хочу вам рассказать Автор: Алексей Владимирович Шульгин
В.М. Конашевич.\r\nПервая иллюстрация к «Бибигону» К.И. Чуковского.\r\n1946 год
Вновь открывая классиков №3 (399) Март 2024 Подписаться

Е.Г. Монин, Л.А. Токмаков, В.А. Чижиков, Н.А. Устинов, В.В. Перцов, В.Н. Лосин

В этом году «Мурзилке» исполняется сто лет! Журнал выходит с 1924 года; его выпуск не прекращался ни в годы Великой Отечественной войны, ни в постперестроечные годы, которых не смогли пережить многие почтенные периодические издания. Знаменитый символ журнала — желтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом вокруг шеи и фотоаппаратом через плечо — появился лишь в июльской книжке 1937 года. Придумал его художник Аминадав Моисеевич Каневский (1898–1976).

У нас в семье «Мурзилку» выписывали с незапамятных времен. Недавно, разбирая свою библиотеку, я насчитал 127 номеров, вышедших с 1950‑х по 1990‑е годы, а один так и вовсе в 1946‑м. Тут и папины, и старшего брата, и мои, и те, что, став уже дядей, я покупал племяннице… А еще у букинистов мне доводилось приобретать отсутствующие в моей коллекции старые (можно даже уже сказать — старинные) номера с работами тех или иных любимых мной художников. Например, долго пришлось искать экземпляр, лихая обложка которого нарисована Юрием Алексеевичем Васнецовым (1900–1973).

Художники «Мурзилки»… В разные годы в журнале сотрудничали выдающиеся мастера детской иллюстрации. Чтобы поведать обо всех, потребовался бы увесистый том; я же хочу «замолвить словечко» о тех, кто наиболее мне близок. Кого‑то я знал лично, кого‑то — через «вторые руки», наслышавшись о них от первых, с кем‑то переписывался… Этими людьми я восхищаюсь, этих людей люблю всем сердцем, и о них намерен сегодня рассказать. Но рассказать не в обычном смысле (биографии, обзоры творчества): осмелюсь на сей раз отослать читателей за необходимыми справками к имеющейся литературе. Моя же цель — просто поделиться впечатлениями, мыслями, образами, навеянными просмотром материалов личного архива, воспоминаниями о состоявшихся когда‑то встречах и беседах… Таким образом, в качестве источника предлагаемого повествования я прежде всего назову собственную память. Далее следуют те самые материалы личного архива, включая коллекцию журналов «Мурзилка». Из литературы — книги художников Т. А. Мавриной «Цвет ликующий» (М., 2006), Н. А. Устинова «О природе, людях, о себе» (М., 2018), О. В. Васильева «Окна памяти» (М., 2005), В. А. Чижикова «Мои истории о художниках книги и о себе» (М., 2016) — их авторам мы по ходу рассказа тоже уделим должное внимание.

■ ■ ■

1955 год. К. И. Чуковский пишет художнику Владимиру Михайловичу Конашевичу (1888–1963): «Кроме того, в издании 1956 года сказка “Айболит” (стиховая) будет длиннее: вступлением к ней послужит тот отрывок, который Вы без особой любви проиллюстрировали в “Мурзилке” (№ 1). Отрывок был плохой, я сильно переделал его. Потом будет “Бибигон”, над коим я продолжаю работать». «Некоторые люди считают, что чудес не бывает. Нет, это неправда. Книжка, которую все любят, — это настоящее чудо. Таких чудес немало сотворил добрый и мудрый волшебник, живущий среди нас, — Корней Иванович Чуковский», — так на страницах «Мурзилки» (апрель 1962 года) поздравлял мэтра отечественной детской литературы его собрат по перу Б. В. Заходер. А годом позже в рубрике «Наши любимые художники» редакция писала: «Владимир Михайлович [Конашевич] рисовал сказки. Он дал нам возможность заглянуть в сказку, увидеть и доктора Айболита со своим Тянитолкаем, и малютку Бибигона, и смешных мудрецов, которые во время грозы решили плыть в тазу по морю, и Конька-Горбунка… Художник нарисовал их так, будто видел все это своими глазами». Возникает вопрос: не погорячился ли Корней Иванович, употребив в своем письме оборот «без особой любви»?

■ ■ ■

Николая Александровича Устинова (1937–2023) многие уже седоголовые на тот момент современники называли «дядей Колей» — такой он был «родной» и «симпатичный». Невозможно представить журнал без его обложек и иллюстраций. К работе для «Мурзилки» Устинов приступил в 1963 году, когда ему заказали обложку. «Володя Перцов (художник, см. ниже. — А. Ш.) сказал потом (спасибо ему): “Ты не вошел в “Мурзилку”, ты в нее ворвался!”» — вспоминал Николай Александрович. Эту обложку мы имеем возможность продемонстрировать читателям. В рубрике «Мурзилкина школа» Н. А. Устинов учил детей делать гравюры на линолеуме: «Надо на гладкую поверхность нанести царапины, потом накатать на нее краску и притиснуть бумагу. На бумаге черным оттиснется эта самая поверхность, и на черном образуется рисунок белым. Стало быть, те места, которые, отпечатавшись, должны быть белыми, вынимаются, а которые черными — оставляются». По‑моему, очень доходчиво. И тут почему‑то я с улыбкой припоминаю, как над Устиновым, тогда еще студентом, подшучивал классик русской гравюры М. В. Маторин: «Вы, Устинчик, наверное, штихелем коньяк открывали!» Да, точить штихеля Николай Александрович не любил. При этом гравюры резал замечательно, хотя и недолго этим занимался.

 

За то, что ты таланта глыба,

Прими от всех от нас спасибо.

Простое русское мерси

От имени всея Руси!

 

Это приветствие сочинили в 1977 году к юбилею Устинова два его приятеля-«зубоскала» —  Эдуард Успенский и Виктор Чижиков. О последнем далее и пойдет речь.

■ ■ ■

С моим самым любимым в детстве художником — Виктором Александровичем Чижиковым (1935–2020) — меня познакомил все тот же Н. А. Устинов. Друзья называли его «Чиж». Удивительный мастер! Дальтоник — а как рисовал! Жена подписывала ему баночки с красками. В «Мурзилке» Чижиков трудился аж с 1950‑х годов. Совместно с самим С. Я. Маршаком однажды написал и проиллюстрировал рассказ о приключениях Мурзилки, заметно переделав оригинал А. М. Каневского. У Виктора Александровича появился свой Мурзилка — герой‑паренек:

 

Спросил я у Мурзилки:

— Ты грамотен иль нет? —

Он почесал в затылке

И так сказал в ответ:

— Родился я в Мурзилии,

За тридевять земель.

Там в чаше белой лилии

Была моя постель.

Учился в местной школе я,

В большом цветке магнолии,

И часто весь урок

Качал нас ветерок…

 

В. А. Чижикову везло в жизни. Первым его художественным редактором стал С. М. Алянский, в 1918 году основавший в Петрограде издательство «Алконост», друживший с А. А. Блоком. Заметили талант юноши и помогли Кукрыниксы. Ему довелось «пересекаться» с К. И. Чуковским, С. В. Михалковым, В. С. Высоцким, Э. Н. Успенским… Он в полной мере познал, «сколь прекрасно творческое братство». Художник Е. Г. Монин (о нем см. ниже) рассказывал: «В “Сказках бабки Куприянихи” (М., 1961. — А. Ш.) Володя Перцов (о нем также см. ниже. — А. Ш.) писал шрифты и оформлял обложку, я рисовал заставки, концовки, форзац, Веня Лосин делал все основные иллюстрации, а Витя Чижиков придумал две самые смешные картинки».

Свой неповторимый стиль Виктор Александрович обрел не сразу. Вспоминал, как однажды отправился на «смотрины» к Кукрыниксам:

«Я страшно волновался, собрал здоровенный чемодан рисунков, политических карикатур. Я тогда очень увлекался политической карикатурой. Франко, Ли Сын Ману — доставалось им от меня будь здоров! И еще я тогда здорово очень подражал Борису Ефимову. И вот с этим чемоданом я стою перед дверью Кукрыниксов. Ноги дрожат, пальцем никак не попаду в кнопку звонка… Но все же попал наконец. Слышу мощные шаги к двери, и возникает статный, красивый Михаил Василь­евич Куприянов. Он ко мне отнесся как‑то особенно по‑доброму, так потом я уже только к нему и ходил. А в тот раз они все трое стали смотреть содержимое чемодана моего. Ругали страшно за подражательство:

— Что ты копируешь эти жуткие ботинки? Эти руки с когтями?

В общем, разгромили в пух и прах. Я уже сидел в воду опущенный, и тут на дне чемодана Кукрыниксы нашли шаржи на одноклассников:

— О, это то что нужно! Вот так и рисуй!»

Так и стал рисовать Виктор Александрович Чижиков — будущий создатель талисмана летних Олимпийских игр в Москве 1980 года — образа медвежонка Миши.

■ ■ ■

Работал в журнале Илья Иосифович Кабаков (1933–2023) — знаменитый концептуалист. Признаюсь, мне его инсталляционные эксперименты не нравятся, оставляют равнодушным, а вот детские иллюстрации — люблю и бережно храню. Он — отличный детский художник. В. А. Чижиков поделился еще и таким наблюдением: «Мы были в Доме творчества. Дело было зимой — надо сказать, очень снежной. Так вот, на крышу корпуса, где мы жили и где были мастерские, снегу навалило — просто жуть, толщенный слой. Надо было его оттуда сбросить, и на это мероприятие мобилизовали всех художников. И тут открылась замечательная закономерность. Художники, которые были не слишком талантливы и ничего особенного из себя не представляли, старались от этого дела остаться в стороне. Ну, мол, они приболели, что‑то плохо себя чувствуют… Серьезные же художники работали лопатами не покладая рук просто с какой‑то фантастической добросовестностью. Но даже на их фоне Кабаков выделялся. Он работал так, я хорошо это запомнил, что пот капал у него с носа. Труженик, трудяга — все делает с полной отдачей, чем бы он ни занимался. В этом секрет его успеха. Особенно если есть еще и талант».

■ ■ ■

Кстати, именно И. И. Кабаков привел в детскую иллюстрацию двух своих приятелей — Эрика Владимировича Булатова (р. 1933) и Олега Владимировича Василь­ева (1931–2013). В 1958 году он попросил последнего раскрасить рисунки к книге Е. А. Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро» — и покатилось. «Мы работали в детской книге 30 лет с 1959 до 1989 года (только в детской, взрослых книг мы не иллюстрировали никогда)». Сказанное в скобках художники спустя годы объясняли в духе становившегося все более модным диссидентского нонконформизма: «В сущности, наши детские иллюстрации есть пародия вот на эту правильную советскую детскую книгу. Именно на ее нормативность, каноничность». Что ж, дело, как говорится, хозяйское. Дети‑то любили картинки Булатова и Васильева, конечно же, вовсе не потому, что эти картинки являли собой некую «фигу в кармане», — просто любили.

Знать лично О. В. Васильева я, к сожалению, не сподобился, а с Э. В. Булатовым познакомился на посмертной выставке художника‑графика Л. П. Дурасова, куда пригласили также и Н. А. Устинова. На память о том вечере сохранились у меня фотографии. 

■ ■ ■

Изумительный иллюстратор Виталий Казимирович Стацинский (1928–
2010)
 — главный художник журнала «Веселые картинки» (1956–1967) — много и плодотворно потрудился и для «Мурзилки». «Внешне он напоминал мне кинозлодея из фильмов 20‑х— 30‑х годов. Кожаная шапка, надвинутая по самые глаза, очки с синими стеклами малюсенького размера и его знаменитое кожаное пальто, сшитое колоколом. Жесткое, как временами и сам хозяин, оно могло ждать его просто стоя в углу, если вешалка была занята… На своем огромном мотоцикле он носился по Москве от художника к художнику, с выставки на выставку», — таким запомнил Стацинского В. А. Чижиков. В 1978 году Виталий Казимирович эмигрировал во Францию. До меня доходили не менее фантастические истории о нем. Например, еще один художник‑эмигрант — В. И. Воробьев — описывал «подворье Казимировича» в центре Парижа, где на небольшом участке земли, подаренном коллекционером Г. Д. Костаки, Стацинский умудрился построить часовенку и курятник. К концу жизни он купил в России деревенскую избу, где с тех пор проводил большую часть года. И вновь В. А. Чижиков: «Мне довелось быть его соседом по мастерским. Его соседями были также и другие художники, рисовавшие для “Веселых картинок”, иллюстрировавшие книги: Толя Елисеев, Миша Скобелев, Женя Монин, Веня Лосин, Володя Перцов… Похоронен Стацинский в Париже, на кладбище Пер-Лашез. Здесь у него тоже есть соседи: Модильяни, Лафонтен, Доре,
Домье…» В моем архиве хранятся две любопытные фотографии, запечатлевшие В. К. Стацинского путешествующим по Вологодскому краю в 1976 году. Присовокупляю и их к иллюстративному ряду.
..

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (399) Март 2024 Март — месяц надежд и вдохновения
«Я не покидал пера и бумагу» О литературном творчестве художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
«Летом нужно пользоваться воздухом, светом, природой…» Из дачной жизни в усадьбе Кусково (конец XIX — начало XX века)
Женский день восьмое марта История праздника в открытках и личных документах
Истовый труженик О предпринимателе, хозяйственнике, разведчике недр, кооператоре Якове Адриановиче Метелкине (1864–1943)
Путешествие двух французов на Север Европы* Избранные фрагменты о Москве
Вновь открывая классиков К 100-летию легендарного детского журнала «Мурзилка»
Дело Годуа История расследования в связи с обвинением московского купца французского происхождения Ивана (Жана) Батиста Годуа nв фальшивом клеймении контрабандных товаров (1825–1827)