Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.10.2024
Память места
Автор: Зобин Григорий Соломонович
Московский Иоанно-Предтеченский монастырь №11 (407) Ноябрь 2024 Подписаться

Антирелигиозная пропаганда на стене Ивановского исправдома (Ивановского монастыря). 1926 год

В наши дни Ивановская горка — самый что ни на есть центр Москвы, один из старейших районов. А в XIV веке, когда наш город ограничивался Кремлем и небольшим посадом у его стен, здесь шумели дремучие леса, о чем свидетельствуют сохранившиеся в окрестностях названия: Подсосенский переулок, храм Святителя Николая в Клённиках (по обширной кленовой роще, окружавшей его в старину), храмы Всех Святых и Трех Святителей на Кулишках («кулишками» назывались полянки, расчищенные от леса под строительство).

Во второй половине XIV столетия, при Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче, на этом одном из самых высоких московских холмов возникает первая загородная резиденция — своего рода «царское (точнее, великокняжеское) село». Строится дворец, вокруг него разбивается прекрасный большой сад, по которому местность и получит название «Старые Сады» — сегодня оно сохранилось в имени Старосадского переулка. «Старыми» эти сады стали называться в XVI–XVII веках, когда под Москвой появились другие загородные «царские села» — Коломенское, Покровское-Рубцово, Преображенское, Измайлово, Алексеевское. Но Ивановской горке выпала честь быть первой. Рядом с дворцом находился деревянный домовый храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый возвел его в камне. Но в страшном пожаре 1547 года этот храм сгорел. Нынешний Свято-Владимирский храм строился в 1670–1680‑х годах, а колокольня — в конце XVIII века.

Напротив храма Святого Владимира на углу улицы Забелина и Малого Ивановского переулка расположен Иоанно-Предтеченский (или Ивановский на Кулишках) ставропигиальный женский монастырь. По нему и получила название Ивановская горка. О дате основания монастыря нет единого мнения. Одни относят ее к середине XV века — эпохе правления Ивана III. Согласно второй версии, монастырь был заложен около 1533 года матерью Ивана Грозного Еленой Глинской в честь рождения сына. Еще более сложную гипотезу приводит известный москвовед Е.В. Лебедева (см. список литературы в конце): «Прежде чем утвердиться на Ивановской горке, монастырь прошел долгий путь по старой Москве, сменив несколько адресов. О том свидетельствует древнемосковское название обители: “Ивановский монастырь, что на Кулишках, под Бором”. Упоминание бора навело исследователей на мысль, что поначалу этот монастырь не имел отношения ни к Василию III, ни к его сыну Ивану Грозному. Он был основан не позднее XV века, но, возможно, и гораздо раньше. Есть версия, что он ведет свое начало от кремлевской церкви во имя Рождества Иоанна [Предтечи] — самой первой церкви Москвы. <…> Именно с тех далеких времен XII века и сохранилось название “под бором”, когда кремлевский холм был густо покрыт соснами. При этой церкви и появился монастырь, а из Кремля его позднее перевели в Замоскворечье, в район Черниговского переулка, где от него уцелела местная Предтеченская церковь с колокольней, далеко отступившей от храма на красную линию Пятницкой улицы. Старинное название этой замоскворецкой церкви — Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором — тоже имеет в себе слово “бор”. <…> В начале XVI века по повелению Василия III замоскворецкую церковь перестроил Алевиз Новый. Сам же монастырь <…> был переведен из Замоскворечья на Кулишки <…> подле государева двора, что со времен Ивана III стоял в Старосадском переулке».

Но «бором» называлась также и Ивановская горка, что дает нам все основания считать именно ее местом основания обители.

 ■ ■

Построенный рядом с государевым дворцом, монастырь получал денежную и хлебную ругу — содержание из казны, а кроме того, поддерживался вкладами богатых покровителей. Насельницами становились женщины из самых знатных семейств, даже из царского. Порой это бывало связано с трагическими обстоятельствами и в их собственной жизни, и в русской истории. Здесь закончили свои дни Феодосия Михайловна Соловая (в постриге Параскева или Пелагея) и Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида) — вторая и третья жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного. В 1610 году, когда бояре свергли с престола и насильно постригли в монахи царя Василия Шуйского, его судьбу разделила царица Мария Петровна, ставшая инокиней Иоанно-Предтеченского монастыря Еленой.

В годы Смуты обитель подверглась разорению, с воцарением Романовых и прекращением на Руси беспорядков вновь была восстановлена. В 1620–1630‑х годах в ней подвизалась блаженная Марфа Московская, Христа ради юродивая, которую часто посещала супруга царя Михаила Федоровича Евдокия Лукьяновна, прося молитв о благополучных родах. Марфа умерла в 1638 году (ныне почитается в сонме Мос­ковских святых). Тогда же у русских цариц установился обычай — во время беременности служить панихиды при гробе блаженной в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря.

Кроме богослужения и молитв, насельницы занимались рукоделием — пряли, мотали шерсть, вязали, плели кружева, шили золотом и серебром. Начиная с 1654 года у монастырских стен проходили знаменитые на всю Москву «бабьи шелковые и шерстяные ярмарки». На них собиралось множество крестьянок и горожанок, торговавших шерстью и нитками. Представлял свои изделия и монастырь. Эти ежегодные ярмарки продолжались еще в начале ХХ столетия. Сын настоятеля расположенного рядом с Ивановским монастырем Свято-Владимирского храма, профессор Московского университета филолог Ф.А. Гиляров вспоминал, что в ярмарочные дни, освящая шерсть, нитки и пряжу, приносимые женщинами, его отец служил ежедневно по 800 кратких молебнов.

Во второй половине XVII века Ивановский монастырь становится местом заключения для многих ревнительниц «древлего благочестия», в том числе весьма знатных. В 1700 году потомки князя Д.М. Пожарского подарили обители свои подмосковные имения — деревню Сафоново и село Юрьевское. В 1744 году за ней числилось 713 душ крестьян. Монастырским крестьянам жилось, как правило, несколько легче, чем помещичьим. Но в ходе отчуждения имущества монастырей при Екатерине II все было отобрано в казну.

В XVI–XVII веках при Иоанно-Предтеченском монастыре действовали сначала «бражная тюрьма» (своего рода вытрезвитель), а позже женская богадельня. Сохранилось предание, что в 1666 году покой насельниц шумами, стуком и другими различными пакостями стал нарушать некий бес. Долгое время с ним не могли справиться, пока из Успенской Флорищевой пустыни не пригласили известного своей праведной жизнью иеромонаха Илариона (Ананьева, впоследствии — митрополита Суздальского и Юрьевского), одолевшего беса непрерывной семинедельной молитвой. С тех пор в Москве появилось присловье «у черта на Кулишках» («на куличиках»).

 ■ ■

В годы правления императрицы Анны Иоанновны монастырь постигла другая беда — в нем свила гнездо хлыстовщина. Эта псевдохристианская секта получила к началу 1730-х годов самое широкое распространение, в том числе в Москве. Ее вожаки‑мужчины объявляли себя «воплощениями Христа», женщины — «богородицами». Опасность этой секты, помимо принятых в ней изуверских практик, заключалась в умении хлыстов обольщать доверчивые души. В Москве были известны два хлыстовских лже‑христа — Иван Суслов и его последователь Прокопий Лупкин. Жена Лупкина Акулина приняла постриг в Ивановском монастыре с именем Анна, а ее сестра — с именем Александра. К тому времени в обители существовала уже целая хлыстовская община во главе с «богородицей» — монахиней Анастасией (Карповой). Узнав об этом, императрица велела провести расследование. В результате Анастасия была расстрижена и казнена, другие монахини, состоявшие в секте, биты кнутом и сосланы в дальние монастыри, а игумения Мария (Циммерманова) лишилась сана.

В XVII–XVIII веках обитель пережила три больших пожара. Первый случился в 1688 году, когда на престол взошел Петр I. При Анне Иоанновне 29 мая 1737 года вспыхнул страшный «троицкий пожар», который охватил всю Москву, сжег множество жилых домов, 102 храма и 11 монастырей, в том числе и Иоанно-Предтеченский. В пожаре погибло около ста человек, среди них — шесть ивановских инокинь. Наконец, при Елизавете Петровне пожар 1748 года уничтожил уцелевшие постройки обители, и она прекратила свое существование. Жизнь здесь возродилась в 1761 году по указу все той же Елизаветы Петровны. Восстановление осуществлялось на средства самой императрицы. Знала бы она, кого увидят эти стены четверть века спустя!

 ■ ■

Во второй половине XVIII века Иоанно-Предтеченский монастырь будет связан с именами двух знаменитых — каждая по‑своему — узниц.

Одной из них в 1768 году стала «Салтычиха» — Дарья Салтыкова, в девичестве Иванова. После смерти мужа — конногвардейского ротмистра Глеба Салтыкова — она, 26‑летняя вдова, осталась владелицей огромной московской усадьбы на углу улиц Кузнецкий Мост и Большой Лубянки, обширного подмосковного поместья в районе нынешнего Теплого Стана и 600 крепостных душ. Сознание своей абсолютной власти над беззащитными и безответными людьми и полной безнаказанности пробудило доселе скрытые садистские свойства ее натуры. Одно из современных определений этого психического состояния — «импульсивное расстройство личности». Дарья все чаще устраивала над дворовыми кровавые расправы. М.И. Пыляев в книге «Старая Москва» писал: «Побои Салтычиха наносила собственноручно палкою, скалкою, поленьями, или на ее глазах несчастных добивали плетями ее конюхи и гайдуки». От побоев она перешла к истязаниям — жгла и выдирала своим жертвам волосы, рвала уши раскаленными щипцами, обливала несчастных кипятком, зимой заставляла избитых полуодетыми часами стоять под ее окнами. Насмерть замученных тайно хоронили на кладбище в подмосковном имении...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (407) Ноябрь 2024 Зачем должно знать историю
Военный комиссариат Москвы Страницы прошлого
Московский Иоанно-Предтеченский монастырь Страницы истории и день сегодняшний
«За Веру, Царя и Отечество» Тема Первой мировой войны на московских пасхальных и рождественских открытках (1914–1917)
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
Крестный Воспоминания Надежды Борисовны Терещенко об архиепископе Киприане (Зернове)
«Приносить пользу своим участием» О Братолюбивом обществе в Москве и правителе его дел Иване Юльевиче Давидове (1824–1891)
Музей воды в Москве Заметки посетителя
Московскому зоопарку — 160 лет (1864–2024) Исторический очерк