Легендарный ЗИМ Ф.С. Демьянюка в Шувалове. 1970-е годы
В 2021 году в Музее Москвы проходила выставка, посвященная Таганке. Заинтересовавшись, я решила ее посетить. Там познакомилась с одним из кураторов выставки — Александром Сергеевичем Афанасовым, который, узнав об имеющихся в нашем семейном архиве документах и фотографиях, относящихся к теме недавней истории столицы и в частности Таганки, посоветовал подготовить об этом материал. Требовалось записать и обработать воспоминания, сверить факты, определить датировку фотографий… Получившуюся в итоге статью я передала в «Московский журнал», как известно, уделяющий на своих страницах немало места мемуарным свидетельствам москвичей и имеющий даже для этого постоянные рубрики («Семейный архив», «Семейные истории», «Свет памяти» и другие). Ниже речь пойдет о моем покойном муже Дмитрии Васильевиче Зубове и его родственниках, чьи судьбы неразрывно связаны с Таганкой.
Зубовы
В 1812 году предки Зубовых, отступая из Москвы с обозами, перебрались в город Покров Владимирской губернии. Там и родился отец Дмитрия Васильевича, Василий Михайлович Зубов (1907–1965). Но в 1920-х годах его отец, Михаил Васильевич Зубов (1884–1953) решил возвратиться в Первопрестольную. Для этого «раскатали» один из домов в Покрове и за огромные деньги перевезли на подводах в Москву, установив его на участке в районе Таганки (Новоселенская улица, 14). Двор окружали дровяные сараи, рядом паслась какое-то время корова. Двухэтажный деревянный дом был разделен на четыре квартиры.
Школу Василий Михайлович окончил в Покрове. Из-за происхождения продолжил образование платно (1925–1928) в единственном на ту пору частном вузе — институте Я. Ф. Каган-Шабшая, ставшем потом базой Московского станкоинструментального института. Его студенты осваивали шестилетнюю программу за три года благодаря отсутствию каникул и интенсивному обучению.
С 1928 года Василий Михайлович работал на нескольких машиностроительных предприятиях. В 1929-м был призван в Красную армию в связи с советско-китайским вооруженным конфликтом, но в начале 1930-го вернулся в Москву. В августе 1941-го отправился на фронт, служил командиром стрелковой роты. Прошел всю войну, под Будапештом получил ранение. Сохранилось его письмо из госпиталя к жене от 19 марта 1945 года:
«Милая Наташа!
<…> Ты просишь рассказать, где и как меня ранило. <...> Кратко скажу так: ранило меня под Будапештом, километров 40–50 восточнее от него, командовал я стрелковой ротой, невзначай с правого фланга во время наступления был обстрелян из автомата, плащ-накидка была прострелена в нескольких местах. Потом я почувствовал, что что-то кольнуло в коленку. Разобравшись в произошедшем, я понял, что фрицевская пуля попала по моему автомату, который я нес в правой руке, а металлический осколок от автомата или от пули попал мне в коленку. После ранения я шел и не обращал внимания, а потом почувствовал сырость — кровь, потом ординарец перевязал мне ногу...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru