Юра с мамой. 1927 год
Юрий Николаевич появился на свет в Саратове в годы Гражданской войны, в самый пик массового голода в Поволжье. На сохранившейся справке о его рождении в углу от руки написано: «Выдано 15 арш[ин] х. б. т[кани] и кусок мыла». Мать Юрия, Галина Николаевна, получила хорошее образование, окончив женскую гимназию А. Д. Куфельд (ныне в здании бывшей гимназии, построенном по проекту архитектора С. А. Каллистратова, располагается новый корпус Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева).
В 1919 году Г. Н. Александрову как коммунистку мобилизовали и отправили на фронт в 39-ю стрелковую дивизию Красной армии, которая брала Царицын. Здесь Галина Николаевна встретила Николая Филипповича Холодкова. Между ними вспыхнул бурный «военно-полевой роман», плодом которого стал Юра.
Детство мальчика прошло в Саратове на улице Сакко и Ванцетти. По ее булыжной мостовой мальчишки бегали купаться на Волгу. «Я — волгарь», — любил повторять Юрий Николаевич. В этом звучном слове слились воедино широта и мощь русской души — все то, что позволило Александрову выстоять в лихую годину. Важную роль в жизни молодого человека сыграла бабушка по матери Анна Прокофьевна Лефлер — она всемерно старалась прививать внуку любовь к прекрасному, водила его в Радищевский музей.
В 1930-х годах Ю. Н. Александров переехал в столицу, где с отличием окончил школу и поступил на исторический факультет Московского университета, но с первого курса был призван в ряды Красной армии. Осенью 1941-го он оказался в вяземском котле. Во время краткой передышки командование предоставило ему отпуск для встречи с матерью в Вязьме. Они проговорили всю ночь, а наутро Галина Николаевна упросила сына сфотографироваться. Снимок, который она забрала с собой, явился своеобразным оберегом: все последующие полтора года, когда Юрий значился пропавшим без вести, фотография ждала его дома. А на пути к родному порогу были окружение, плен, побег и снова плен, допросы в гестапо, второй побег, возвращение в строй рядовым связистом, ранение, прифронтовой госпиталь… Грудь солдата украсили медали: «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
Позже Юрий Николаевич вспоминал: «Я вытянул поистине счастливый билет: хлебнув лиха в кровавой битве Великой Отечественной, увидел родной дом, вернулся в стены университета! Прошел я войну солдатом-“окопником”. Видел ее снизу, “с изнанки”, от земли, которая всегда была самым надежным спасением, поистине матерью солдата… Главное, что я вынес из всех испытаний военных лет, — это ненависть к войне и любой форме насилия над человеком, преклонение перед теми, кто в самых нечеловеческих условиях оставались людьми»1.
В 1946 году Ю. Н. Александров был демобилизован, после чего вернулся в Москву и восстановился на истфаке университета. Окончил с отличием. Однако в аспирантуру его, несмотря на рекомендацию научного руководителя академика Е. В. Тарле, не приняли. Кандидатскую диссертацию удалось защитить лишь в 1985 году2.
После университета Юрий Николаевич начал работать экскурсоводом в Московском экскурсионном бюро, а со временем возглавил отдел методики экскурсионного дела в Центральном совете по туризму. Значительную часть его творческого наследия составляют методические работы по подготовке и проведению экскурсий, востребованные и сегодня.
Любовь Ю. Н. Александрова к московской старине была поистине безгранична. Исследовательский интерес Юрия Николаевича простирался от тихих московских двориков до Кремля, от дореволюционных особняков до первых зданий Москвы советской. Все его труды проникнуты заботой о сохранении памятников истории и культуры столицы.
Он явился родоначальником ряда новых направлений в москвоведении. В 1982 году вышла в свет главная монография ученого — «Москва: диалог путеводителей». В ней читателю предлагалось взглянуть на многовековое архитектурно-художественное наследие города под оригинальным углом зрения. На страницах книги рассказывалось о Москве 1980-х годов в сравнении с описаниями предшествовавших путеводителей, самому раннему из которых более 200 лет. Издание изобиловало уникальными фотографиями XIX — начала XX века.
Автор сформулировал свою задачу так: «Обратимся к старым путеводителям — документальным свидетелям прошлого Москвы. Запечатленные в них суждения современников разных эпох обладают непреходящей ценностью. Они помогают полнее, в живых деталях, представить исторический путь города, в котором, как в фокусе, отразились история России, <…> разительные перемены в жизни и быте москвичей. Очерк по истории московских путеводителей <…> это лишь первая попытка вскрыть богатый пласт отечественной культуры, до этого практически не затронутый исследователями. <…> Вспомним и о том, что путеводители — вид исторической литературы, которая теперь уже не попадает в руки широкому кругу читателей. Сколь непреходящи ценности самой истории, столь интересны для нас сегодня произведения литераторов, посвятивших свое перо истории Москвы. Это заставило автора бережно воспроизводить их свидетельства»...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru