Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
Библиографические заметки и выписки
Автор: Джон Ричард
С. Хлебовский. Ассамблея при Петре I. Холст, масло. 1858 год
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

Ф.Я. Алексеев и ученики. Красные ворота и Запасной дворец. 1800-е годы. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Предисловие к публикации

Во второй половине XVIII столетия в Англии была напечатана небольшая книга некоего Джона Ричарда под названием «Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы». Она никогда не выходила в России, а за рубежом переиздавалась неоднократно (1778, 1780, 1781), что может указывать на большой читательский интерес. Третье (дублинское) издание, использованное нами для перевода, украсили виньеткой на титульном листе, гравюрой в тексте и крайне любопытным фронтисписом, изображающим — правда, абсолютно неверно — кончину императора Иоанна Антоновича в 1764 году. Если мы предпримем поиски в интернете, то найдем «Путешествие…» в перечнях распродаж английских библиотек конца XVIII — начала XIX века среди «наилучших» и «наиценнейших» книг. Ряд ссылок на него имеется в иностранных сочинениях, посвященных России екатерининского времени. Все как будто убеждает нас в том, что книга Джона Ричарда — важный, но несправедливо забытый памятник россики. Однако современный исследователь русско-английских связей Энтони Кросс отнес данного автора к числу «диванных путешественников», которые «перемещались» между городами и странами, не вставая из-за своего рабочего стола, а о самой книге отозвался как о «лишенной каких-либо интересных сведений». Он даже привел мнение современника Ричарда: «Могу поклясться, что такого человека не существует, это подделка с целью урвать несколько монет»1.

«Путешествие…» написано в модном для европейской литературы XVIII века эпистолярном жанре. Автор предлагает вниманию публики письма анонимного англичанина к лондонскому другу, выступая исключительно в качестве издателя. Изложенные здесь наблюдения, по его мнению, смогут принести пользу не только другим вояжерам, но и любознательным читателям, «страстно желающим получить верное известие о государствах, в которых путешественники не бывали столь же много, как в более южных климатах Европы»2.

Чужие тексты, якобы не предназначенные для печати и случайно оказавшиеся в руках публикатора, — форма, принятая в литературе той эпохи. Обычно авторы были последовательны в подобных мистификациях и указывали не только место, но и дату «написания» этих текстов. В нашем же случае никаких дат нет, а содержание озадачивает.

Если текст сочинен в 1760-х или 1770-х годах, как можно предположить по времени первой публикации, то в нем должен присутствовать рассказ о Екатерине II — хотя бы с чужих слов. Ведь не было такого иностранца, который, приехав в Петербург, не поспешил бы в императорскую резиденцию в приемный или праздничный день, чтобы лицезреть знаменитую государыню и затем сообщить о ней что-нибудь занимательное. Однако в «Путешествии…» на сей счет — ни слова, ни даже косвенного указания! Странно, но и Петр III, смещенный с престола летом 1762 года, всего лишь упомянут без имени в контексте следующего рассуждения: «В деспотических государствах низвержение Государя и его кончина часто суть слова равнозначные; таковое приключилось покойному Императору; в несколько дней колика унесла его жизнь». Между тем не раз и даже с подробностями автор повествует о государях более раннего периода — Петре I, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне.

В письмах ничего не говорится о достопримечательностях екатерининского Петербурга — императорском дворце и площади перед ним, гранитной набережной Невы, строившейся Исаакиевской церкви, Смольном институте благородных девиц, Академии художеств. Названы только некоторые сооружения Кронштадта и «канцелярии, знатное строение, пред коим имеется приятная площадь» — здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Гораздо больше сведений — о Москве, но она выглядит под пером Ричарда неблагоустроенным и неразвитым городом, без медицинских и благотворительных учреждений, в 1760-х годах уже существовавших. Из московских учебных заведений автор бегло рассказывает об училище, основанном «тому двадцать лет» неким кавалером Мобером, дает комментарий по поводу школы, заведенной Петром I для обучения юношества математике и прочим наукам, и при этом не упоминает Московский университет, открытый в 1755 году...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)