Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
09.01.2025
Труды и дни
Автор: Лузин Александр Андреевич
Ракета Р-2
Страж «берега Вселенной» №1 (409) Январь 2025 Подписаться

На космодроме Байконур. Слева направо: ведущий конструктор кораблей «Восход» Е.А. Фролов, заместитель главного конструктора Е.В. Шабаров, космонавт Ю.А. Гагарин, космонавт В.М. Комаров, главный конструктор академик С.П. Королёв, академик М.В. Келдыш, генерал-майор Г.А. Тюлин, академик А.Ю. Ишлинский

Ранние годы

12 августа 1941 года, поступая в Ивановский энергетический институт (ныне — государственный университет), Е.В. Шабаров пишет автобиографию: «Родился я 1 января 1922 года в с. Горинское Молвитинского р‑на Ярославской области1. В 1929 году семья переехала в Иваново. В 1930 я поступил в среднюю школу. В 1940 я окончил 36‑ю с[реднюю] ш[колу] г. Иваново и должен был идти в Красную армию. 3 июля я прошел медкомиссию и был признан годным к несению воинской службы. 1/X-1940 состоялась новая комиссия, и меня признали негодным к военной службе <…> (близорукость) и сняли с воинского учета. Отец у меня работает главным агрономом областного треста пригородных совхозов, мать — заведующая отделом природы Ив[ановского] обл[астного] музея. Мой адрес: г. Иваново, ул. Громобоя, д[ом] Специалистов, п[одъезд] 5, кв. 44» (список использованных источников см. в конце статьи; оттуда же взяты иллюстрации, кроме оговоренных).

19 июня 1940 года Евгений получает аттестат об окончании школы, удостоившись отличных оценок по географии, Конституции СССР, истории, рисованию и черчению, посредственных (удовлетворительных) — по алгебре и немецкому языку и хороших — по остальным предметам. Через год он, о чем уже сказано выше, поступает на электротехнический факультет ИЭИ. Вступительные экзамены сдавал с 22 по 27 августа (математика, физика, химия, немецкий и русский письменный — «хорошо», русский устный — «отлично»). В 1945 году, согласно выписке из приказа №22 от 3 марта, за успешно сданную январскую сессию студент Шабаров получил звание ударника учебы и право на госстипендию в размере 275 рублей в месяц. Во время Великой Отечественной войны в ИЭИ «за счет уплотнения были сокращены сроки обучения до 3 лет и 4 месяцев2. Занятия стали проходить в две смены, были отменены выходные и праздничные дни, сокращены каникулы. Студенты энергоинститута совмещали учебу с работой на трудовом фронте. Они принимали участие в сооружении оборонительных укреплений, бомбоубежищ, водоемов, ремонте дорог, расчищали взлетную полосу Северного аэродрома от снега, разгружали железнодорожные составы и т. д. Во время каникул будущие энергетики работали на торфопредприятиях, лесозаготовках, строительстве Рыбинской линии электропередачи, на уборке урожая в колхозах, участвовали в восстановлении электростанций на освобожденных от захватчиков территориях СССР».

В выпускной характеристике Евгения Шабарова от 13 мая 1946 года читаем: «1922 года рождения, по происхождению из служащих, член ВКП(б) с 1945 г. За время пребывания в Институте <…> имел вполне удовлетворительную академическую успеваемость. Трудовая дисциплина посредственная. В общественной работе участвовал. Награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”». Здесь возникает некоторое недоумение: почему «ударник учебы» продемонстрировал в итоге лищь «удовлетворительную» успеваемость? Скорее всего, это обусловлено большой вовлеченностью Евгения в перечисленные выше общественные работы, отчего в последние годы учебы он многое не успевал. По той же причине, видимо, и дипломный проект им был защищен всего лишь «на посредственно». Нужно также добавить, что, по некоторым источникам (достоверность которых, однако, проверить пока не удается), в 1942 году Е.В. Шабаров женился, а 1945‑м у него родился первый сын: в таком случае на успеваемость могла повлиять необходимость содержать семью в то тяжелое голодное время.

 

Эпоха С.П. Королёва

После окончания вуза Е.В. Шабаров попадает в Научно‑исследовательский институт №88 в поселке Подлипки, расположившемся в черте подмосковного города Калининграда (ныне — город Королёв Московской области). Там он работал в экспериментальном цехе 102 отдела 3, в лаборатории 20, которую позже возглавил. Отдел 3 конструкторского бюро института на тот момент возглавлял С.П. Королёв.

Тогда перед НИИ-88 стояла задача создания более совершенной ракеты, чем немецкая А-4. Е.В. Шабаров оказался в гуще событий начального этапа освоения космоса. В 1947 году был построен главный полигон для ракетных испытаний в Астраханской области, получивший название по расположенному рядом селу — Капустин Яр, а в 1949‑м под Загорском (ныне — Сергиев Посад) Московской области начала действовать база стендового испытания ракетных двигателей. Год спустя на вооружение была принята ракета Р-1. Между тем еще с мая 1949 года испытывалась ракета Р-1А, на которой впервые использовалась головная часть (ГЧ). Принцип ГЧ подхватят и иностранцы — ведь в ней можно разместить что угодно — от ядерной боеголовки до человека. В испытаниях именно этой ракеты участвовал Е.В. Шабаров, находившийся в приемной станции ФИАН3, откуда с сотрудниками следил за падением головной части. В дальнейшем осуществлялись испытания и других ракет типа «Р».

 

26 апреля 1950 года создается Особое конструкторское бюро (ОКБ-1). Начальником и главным конструктором стал С.П. Королёв, начальником самого крупного сектора 5 отдела ОКБ-1 — Е.В. Шабаров. Там он занимался распределением измерительных приборов в отсеках и головных частях ракет. Также в секторе разрабатывали механизмы отделения, сброса контейнеров и соответствующих приборов для выдачи команд, осуществляли «комплексную увязку электросхем (кроме систем управления полетом)» и техническое руководство испытаниями электросети «изделия». Позже Шабарова перевели в 19 отдел, где решались вопросы испытаний. А в ходе структурных изменений (1951–1953) Евгений Васильевич становится одним из заместителей начальника 19 отдела. Интересен относящийся к этим годам эпизод его воспоминаний, записанных историком и журналистом А.Л. Локтевым, — о первом этапе запусков животных на геофизических ракетах Р-2А (июль — сентябрь 1951 года). При этом необходимо заметить, что воспоминания Шабарова в значительной мере грешат неточностью; более точен в изложении событий В.И. Яздовский, вместе с Королёвым руководивший запусками собак. Опираясь на оба названных источника, получаем следующую картину. Тогда для запуска использовались модификации ракеты Р-1, а вместо боеголовки на ГЧ устанавливалась научная аппаратура. Дата пуска, о котором идет речь, — 3 сентября 1951 года. Заранее подготовленная к эксперименту собака перед отъездом на стартовую площадку… потерялась. Новую собаку пришлось взять «с улицы» — ее выбрали из стаи, кормившейся возле столовой. Назвали ЗИБ (Запасной Исчезнувшего Бобика). Полет она перенесла хорошо, между тем как вторая, хотя и тренировалась, тем не менее «долго приходила в себя». Самое забавное: ЗИБ вообще оказался щенком.

 

С 1953 года начались испытания ракеты Р-5. Е.В. Шабаров был в числе руководителей подготовки к пускам. Тогда же приступили к созданию первой ракеты, несущей атомный заряд. Требовалось разработать технологию совместных испытаний ГЧ и ракеты, весь график технических мероприятий на старте. Эту задачу С.П. Королёв возложил даже не на своего заместителя по испытаниям Л.А. Воскресенского, а на Евгения Васильевича4. Испытания начались в январе 1956 года. Как пишет ученый‑конструктор академик Б.Е. Черток, «Шабарову Королёв поручил контакт с базой атомщиков и наблюдение за подготовкой у них всей головной части. Шабарова допустили к “святому месту”». Ракета успешно совершила полет и произвела ядерный взрыв «в четыре раза больше Хиросимы», который «ознаменовал в истории человечества начало ракетно‑ядерной эры».

 

С увеличением массы ракеты и дальности ее полета возникла необходимость в строительстве космодрома. 12 февраля 1955 года принимается постановление о создании космодрома Байконур в районе железнодорожной станции Тюратам Кзыл-Ординской области Казахской ССР для испытания «изделия» Р-7. Этот космодром стал символической отправной точкой начавшегося освоения космического пространства — «берегом Вселенной».

 

В августе 1956 года ОКБ-1 и НИИ-88 объединили в одно предприятие во главе с С.П. Королёвым. В это время Е.В. Шабаров становится одним из ближайших сподвижников Сергея Павловича. Из четырехтомного труда Б.Е. Чертока «Ракеты и люди» мы узнаем, что Евгений Васильевич в то время уже являлся помощником Генерального конструктора по испытаниям.

 

Для космодрома требовался стартовый стол. Он разрабатывался в течение 1955 года. Испытания и монтаж производились на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). Руководили работами Е.В. Шабаров и ученый, конструктор, будущий академик В.П. Бармин. В начале 1957 года старт начали устанавливать на Байконуре.

 

Ранее, до августа 1956 года, на полигоне Капустин Яр с участием все того же Е.В. Шабарова проводились испытания систем регулирования Р-7 в реальных условиях полета; параллельно на специальном стенде испытывались система отстыковки наземных коммуникаций и технология обслуживания хвостовых отсеков на старте. Видимо, примерно до декабря 1956‑го Евгений Васильевич находился в командировке на Байконуре, после чего на совещании у Королёва изложил состояние дел на строительстве объекта. Он являлся одним из руководителей испытаниями Р-7 в декабре 1956 — феврале 1957 года, пуски же начались с мая 1957‑го, и удачный произошел 21 августа — именно тогда появилась возможность доставлять не только ядерный, но и термоядерный (водородный) заряд в любую точку земного шара.

 

Отметим, что воспоминания Шабарова об испытаниях ракетоносителей Р-1, Р-2, Р-5, Р-7 хранятся в Российском государственном архиве научно‑технической документации (РГАНДТ), где с ними можно ознакомиться подробнее. А из вышеупомянутых воспоминаний Евгения Васильевича, которыми он поделился с А.Л. Локтевым, мы узнаем, как 4 октября 1957 года выводился на орбиту первый спутник Земли — с Байконура той же ракетой Р-7 (сообщаемые здесь сведения достоверны, поскольку в данном случае, в отличие от ситуации с ЗИБом, рассказчик участвовал в событии лично и не использовал чужие свидетельства). Ракета ушла в 10:20 ночи. Е.В. Шабаров вместе с коллегами и С.П. Королёвым слушали доклады по громкой радиосвязи. Сергей Павлович настолько нервничал, что «крепко сжал губы» и в перерыве, когда произошло «отделение объекта», отправился курить вместе со всеми, хотя вообще не курил. При поступлении с пунктов слежения сообщений о первых сигналах кто‑то начал весело разговаривать, шутить, но Королёв одернул шутника, сказав, что это может быть ошибкой. Отправились на приемную станцию, где оператор принялся подстраивать прием сигнала: «Мы все замерли, и вдруг — вначале очень тихо, а затем все громче и громче — зазвучали сигналы спутника! Это означало, что спутник — на орбите, что он функционирует. Так был произведен запуск первого спутника Земли. Так началась космическая эра!»

 

Участвовал Е.В. Шабаров и в создании второго спутника, в котором 3 ноября 1957 года на орбиту отправилась знаменитая Лайка. В том же году он получил орден Ленина, а в следующем ему присвоили степень доктора технических наук без защиты диссертации. С 1958 по 1960 год Евгений Васильевич принимал участие в работах над лунными межпланетными станциями Е-1, Е-2, Е-3.

 

После первых удач со спутниками перед конструкторами встал вопрос об увеличении дальности полета Р-7, поскольку она не могла долететь до некоторых стратегических территорий США. Летные испытания начались в конце 1959 года. Район падения находился южнее Гавайских островов. Была осуществлена серия пусков. 31 января 1960 года Е.В. Шабаров с коллегами по ВЧ-связи в кабинете С.П. Королёва следил за подготовкой и ходом последнего пуска, который завершился успешно.

 

В том же году, по воспоминаниям Евгения Васильевича, ему «было поручено С.П. Королёвым вести работы по экспериментальной отработке ракеты‑носителя и корабля “Восток”. Все запуски тяжелой ракеты‑носителя, начиная с 1957 г., и корабля “Восток”, начиная с мая 1960 г., проводились при моем непосредственном участии».

 

Первые два полета корабля «Восток» (без космонавтов) — 15 мая и 28 июля 1960 года — оказались неудачными. А 19 августа «космонавтами» стали собаки Белка и Стрелка, благополучно доставленные на Землю в специальном спускаемом контейнере. Е.В. Шабарову, как он рассказывает, в силу возложенных на него обязанностей приходилось за 15 минут до старта «подписывать заключения о возможности проведения пуска ракеты‑носителя и корабля, после чего С.П. Королёв визировал: “Пуск разрешаю”».

 

Скорее всего, именно во время одного из таких полетов Королёв выразил резкое неудовольствие по поводу нахождения на стартовой площадке девушки. Об этом Е.В. Шабаров рассказывает в звукозаписи от 8 апреля 1976 года, находящейся в Российском государственном архиве фонодокументов (РГАФД). А.Л. Локтеву Евгений Васильевич говорил: «С.П. Королёв очень быстро возбуждался, если кто‑либо что‑то “совершил” или резко ответил. В таких случаях мы молча выслушивали все жалкие слова в свой адрес, ждали, когда он выговорится, и продолжали обсуждение в спокойном тоне. Каждый из нас был по нескольку раз “уволен” с предприятия». «Уволили» в очередной раз и Шабарова за девушку на старте. Позднее тот узнал, почему Главный конструктор не терпел «женского» присутствия на стартовой площадке — боялся, что это может отвлечь сотрудников и вынудить их совершить ошибку. «Нам с тобой человека пускать. А если он загнется по этому поводу?» Тогда же Королёв объяснил, почему не разрешает проводить пуски в понедельник: «Работа на стартовой площадке требует трезвой головы, большого внимания и ответственности. Поэтому все должны быть отдохнувшими, со свежими силами. Но семья — не без урода. Кто‑то приехал с похмелья, невыспавшийся, а это чревато большими неприятностями». Сергей Павлович не переставал повторять Шабарову: «Испытатель не имеет право на ошибку».

 

Возвращаясь к кораблям «Восток», приведем еще одно высказывание Евгения Васильевича: «Следует отметить, что в настоящее время ходит много слухов и разговоров о полетах человека в космос до полета Гагарина. Со всей ответственностью, как человек, руководивший подготовкой всех непилотируемых и пилотируемых кораблей “Восток”, заявляю, что это чистый вымысел. На всех семи кораблях типа “Восток”, назначенных для отработки их летных условий, человек не смог бы выжить из‑за особенностей их комплектации, и только корабль “Восток” для Ю.А. Гагарина был полностью готов осуществить полет человека».

 

В 1961 году Е.В. Шабаров удостоился звания Героя Социалистического Труда. Из его воспоминаний: «После вручения наград мы, как правило, ехали к С.П. Королёву в его домик в Останкине. Сергей Павлович и Нина Ивановна очень радушно встречали нас. Начинались беседы, а затем и танцы. Во время одного из таких посещений танцы были такими интенсивными, что хозяину пришлось ремонтировать паркет, а хозяйка жаловалась потом, что весь их запас продуктов был съеден, и холодильник оказался пустым. Но Сергей Павлович всегда был рад, когда его сотрудники приезжали к нему после награждения. Это он воспринимал как знак благодарности».

 

С апреля 1962 по июнь 1963 года на полигоне Капустин Яр происходили летные испытания твердотопливной ракеты РТ-1 с падением ГЧ в районе озера Балхаш. Е.В. Шабаров вместе с коллегами осуществлял техническое руководство пуском от ОКБ-1 и позже вспоминал следующий случай. Как‑то за два часа до пуска поступила информация: все жители из районов возможного падения частей ракеты эвакуированы, но в одном квадрате в юрте находится роженица, эвакуировать которую не представлялось возможным. Специалисты доложили Евгению Васильевичу вероятность падения в то место — не более 0,0001%. К роженице послали врача, роды прошли благополучно. Но позже выяснилось: пуск оказался неудачным, и часть ракеты упала всего в 250–300 метрах от юрты! Этот случай заставил Шабарова понять, что он «как испытатель должен обеспечивать все меры предосторожности вне зависимости от вероятности того или иного события».

 

Помимо участия в запусках РТ-1, в сентябре 1962 года Е.В. Шабаров подготавливал на Байконуре стартовую площадку для четвертого запуска разведывательного космического аппарата «Зенит-2», с января 1963 по январь 1966‑го участвовал в работе над лунной станцией Е-6, в 1964‑м — в подготовке к запуску первого советского спутника связи «Молния-1», тогда же — в создании системы аварийного спасения экипажа космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

 

1964 год оказался очень насыщенным в плане создания новых станций, систем для освоения космоса. Нередко случались и «сюрпризы». Б.Е. Черток по сему поводу пишет: «Я разрывался между отказавшейся от раскрытия солнечной батареей “Молнии”, неотстрелом люка на макете “Восхода”, работой в комиссии по отказу запуска “центра” на носителе “Зенита” и подготовкой Е-6». 16 сентября он летит на Байконур и докладывает обо всем Королёву. В итоге «произошел такой взрыв возмущения, что даже ни в чем не виноватые Кириллов (Анатолий Семенович, генерал‑майор, заместитель начальника космодрома Байконур. — А. Л.) и Шабаров втянули головы в плечи. Королёв не стеснялся в выражениях. Это ему прощали многие, прощал и я. Но при этом он заводил сам себя и все больше распалялся. Возражать, оправдываться, спорить было совершенно бесполезно. Тем более что по существу он был прав». Здесь уместны такие воспоминания Е.В. Шабарова о Сергее Павловиче: «К разгильдяям, недобросовестным исполнителям он был беспощаден. Он не жалел в работе ни себя, ни своих подчиненных. В нем не было жалости в обычном ее понимании. Он мог просто стереть человека с лица земли, растоптать, уволить с работы без всяких разговоров. Но в то же время мог проявить большую заботу о человеке, помочь ему в трудную минуту». Вот лишь один пример — опять же из воспоминаний Евгения Васильевича: «Когда мне доверили руководство подготовкой к полету ракет‑носителей орбитальных пилотируемых кораблей и космических автоматов, потребовалось повторение пуска после одной из аварий при отработке ракеты‑носителя. Необходимо было заказать вновь всю комплектацию ракеты и поставить ее к месту испытаний в очень сжатые сроки». Однако, решая эту задачу, исполнители забыли заказать источники тока, обеспечивающие питание бортовой аппаратуры. Спохватились поздно. Пришлось докладывать Королёву. Вечером Главный конструктор вызвал Е.В. Шабарова к себе и шутливо сказал: «Докладываю, что ваша ошибка исправлена. Батареи будут в срок, вами определенный». Потом уже серьезно добавил: «Не допускайте больше подобных случаев. Помните, что все в наших силах, больше меня информируйте, я всегда вам помогу». И еще: «Он (С.П. Королёв. — А. Л.) требовал от меня регулярных докладов о ходе работ, о наших решениях и планах. Все это он выслушивал очень внимательно, иногда вносил поправки, часто из‑за внешних факторов, о которых мы могли и не знать»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (409) Январь 2025 Счастливая Москва
Подвижник краеведения К 70-летию со дня рождения историка, краеведа, педагога, общественного деятеля Владимира Фотиевича Козлова
Москва Анатолия Парпары Слово об Учителе
Страж «берега Вселенной» О конструкторе и испытателе космической техники Евгении Васильевиче Шабарове (1922–2003)
«Здесь всегда дул свежий, веселый ветер…» К 30-летию воссоздания храма Христа Спасителя
Исполнение мечты О московском хирурге, ученом-медике, профессоре Сергее Никодимовиче Страхове (1929–2015)
Москва в жизни и произведениях Андрея Платонова К 115-летию со дня рождения писателя
«Напитки самой лучшей доброты» Московский пивовар Фридрих Николаевич Даниэльсон (1768–1828) и его пивоварня
Пахарь русской гравюры Памяти московского художника, коллекционера, педагога Николая Васильевича Синицына (1912–2000)