Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
29.10.2021
Возвращаясь к напечатанному
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
Москва. Площадь Свердлова зимой. Линогравюра. 1959 год
Художники «гнезда Синицына» №11 (371) Ноябрь 2021 Подписаться

Вечер в лесу. Холст, масло. 1990 год

Написав однажды о гравере, коллекционере, педагоге Николае Васильевиче Синицыне (1912–2000)1, потом я уже не мог не думать о его учениках. Многие ребята из синицынской студии состоялись как высококлассные художники. Сегодня хотелось бы вспомнить тех, кого знал лично.

* * *

Художник-график и акварелист Таисия Николаевна Скородумова, которой в этом году исполнилось 93 года, родилась в деревне Стрелецкая слобода Шаховского района Московской области. В 1932 году семья перебралась в Москву, в район Черкизово. Отец, из раскулаченных, работал сторожем, мать вела хозяйство. Жили небогато. В 1935 году девочка пошла в школу, где черчение и рисование преподавал Н. В. Синицын2. С особо одаренными детьми он занимался дополнительно на дому. В их числе оказалась Тася. Николай Васильевич учил ее искусству гравюры, развивал художественный вкус, вводил в мир Прекрасного. Именно с синицынской студии начался яркий творческий путь Таисии Скородумовой.

В 1939 году она поступила в Московскую среднюю художественную школу. Вместе с преподавателями и однокашниками во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в Башкирию (село Воскресенское). Обучение продолжалось под руководством видных мастеров: А. О. Барща, В. В. Почиталова, Д. К. Мочальского, Г. Г. Ряжского, П. Д. Покоржевского, Н. Х. Максимова.

И в школе, и потом в институте Тася отличалась прилежанием, трудолюбием, покладистостью. Но не покорностью, если дело касалось святого — искусства! Позже Таисия Николаевна вспоминала: «На III-м курсе института я попала к преподавателю Кузнецову. И все, что он старался мне привить, вызывало протест. Сама натура бунтовала. А сказать я ничего не могла. Только и повторяла про себя: “Я уйду, доучусь у него и уйду!” Так и случилось. Лишь только я защитила дипломную работу — собрала все, что сделала у Кузнецова, часть раздарила, часть порвала».

Окончив Суриковский институт (1953), Т. Н. Скородумова вновь начала посещать студию Н. В. Синицына, вновь взялась за штихель и уже в 1954 году нарезала серию цветных гравюр, за которую через год была принята в Союз художников СССР.

Как-то я спросил Таисию Николаевну: «Были художники, сильно на Вас повлиявшие?» Она задумалась, наконец медленно произнесла: «Конечно, это Анна Петровна Остроумова-Лебедева…» Пауза. Потом назвала Модильяни, кого-то еще. И завершила: «А вообще-то таких художников нет». Любой человек, знакомый с ее творчеством, согласится: ответ точный и исчерпывающий.

Глядя на работы Т. Н. Скородумовой, трудно поверить, что это гравюры, — настолько свободно и вдохновенно трудился резец. Какие скородумовские вещи ни рассматривай: северный цикл, цветы, натюрморты, виды Москвы, пейзажи, — все они доходят до сердца, рождают отклик. В них — поистине «моцартовская» легкость. За ними — поистине каторжный многолетний труд...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (371) Ноябрь 2021 В этом выпуске :
«Прошлое тяготеет и будет тяготеть над нами» Беседа главного редактора «Московского журнала» Анны Филипповны Грушиной с архимандритом Макарием (Веретенниковым)*
«Я отдавал много времени искусству…» Воспоминания
Москва Осипа Мандельштама* К 130-летию со дня рождения поэта
Художники «гнезда Синицына» Зарисовки по памяти
Очерки истории Московского метрополитена* Архитектурно-художественный аспект