Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
Место памяти
Автор: Павел Викторович Исаченков
Павел Корин в доме на Малой Пироговской
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

Интерьеры музея П.Д. Корина

У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо,

на котором отражается их внутренняя сущность.

Александр Дюма

Знакомство с творческим наследием художника, реставратора станковой живописи, коллекционера древнерусского искусства Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) производит неизгладимое впечатление, настолько оно многогранно — от тонких романтических пейзажей родного Палеха до монументальных эскизов к «Руси уходящей», от лирических итальянских этюдов до многоцветных мозаик и ярких витражей. Его таланту был подвластен любой жанр.

Музей П. Д. Корина на Малой Пироговской улице — здание с необыкновенной судьбой. Бывший флигель большого доходного дома, где располагалась прачечная, превращенный в мастерскую художника, сделался своеобразной тихой пристанью, местом, в котором человек ощущает себя, словно в другом измерении — в мире чистого искусства.

Первая коринская мастерская находилась в мансарде доходного дома А. К. Ечкина на Арбате. Именно здесь началась работа над эпическим полотном «Реквием. Русь уходящая»: были написаны начальные эскизы общей композиции и ряд портретов. Однако приступить к созданию самой картины не представлялось возможным — воплотить грандиозный замысел не позволяли скромные размеры мастерской.

Как-то М. Горький сказал своему другу П. Д. Корину: «Нельзя жить и работать на «чердаке»». По словам художника, Алексей Максимович нашел подходящий «сарай» на Малой Пироговской улице, дал средства на его перестройку в полноценное жилье с просторной мастерской, да еще принял на себя содержание дома, в который супруги Корины переехали 3 февраля 1934 года. С Арбата сюда перевезли гипсовые слепки античных скульптур, в свое время оказавшиеся ненужными Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества и спасенные братьями Кориными, древние иконы, положившие начало впоследствии всемирно известной коллекции. Во дворе разбили яблоневый сад.

Горький, придя на новоселье и разглядывая эскизы к «Руси уходящей», сказал: «Вы накануне написания замечательной картины. Напишите ее, слышите, обязательно напишите! Вот большая мастерская, пишите, ни о чем не заботьтесь».

Однако относительно спокойное существование в новом доме продлилось недолго. В 1936 умер Алексей Максимович, и на П. Д. Корина, оставшегося без покровителя, ополчились недоброжелатели — власти, критики, просто завистники, которые ранее были вынуждены помалкивать. Появились заказные статьи в печати, началась травля, слежка, обыски.

Дом на Малой Пироговской оказался еще одним инструментом давления на П. Д. Корина. Фрунзенский райсовет предложил Павлу Дмитриевичу в пятидневный срок освободить помещения, хотя срок арендного договора составлял шестьдесят лет. По странному стечению обстоятельств при оформлении документов дом фигурировал в качестве производственного, а не жилого здания, договор же райсовет почему-то заключил не с «застройщиком», как должно было быть, а с «арендатором». Все это значительно повышало арендную плату. К тому же первоначальный долгосрочный договор аренды властями игнорировался, и теперь П. Д. Корину приходилось каждый год заключать новый. Мастерскую удалось сохранить благодаря помощи влиятельных друзей, но административная нервотрепка не прекращалась. В архивах музея хранится множество черновиков официальных писем, в которых Павел Дмитриевич доказывал незаконность новых условий аренды, борясь за право оставаться на Малой Пироговской...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)