Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
01.10.2025
Автор: Белай Александр Александрович
Москвичи — герои Великой Отечественной войны №10 (418) Октябрь 2025 Подписаться

Гидросамолет КОР-1

ЛОБАНОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1918–1942)

Родился в Москве. После окончания семи классов школы и школы фабрично‑заводского ученичества трудился электромонтажником на Московском автомобильном заводе, на строительстве Московского метрополитена. С марта 1936 по ноябрь 1938 года учился в Николаевской школе морских летчиков при Главсевморпути СССР, далее был призван на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Флот. В 1939 году окончил Военно‑морское авиационное училище имени С. А. Леваневского в Николаеве. Служил в 58‑й отдельной авиационной эскадрилье ВВС Балтийского флота — младшим, старшим летчиком. Участвовал в Советско‑финлянд­ской войне, летал на самолетах МБР-2, КОР-1 и СБ. В 1940 году переведен в 15‑й разведывательный авиационный полк ВВС Балтийского флота. В составе этого полка в самом начале Великой Отечественной войны отбыл на фронт. Воевал на Балтике, затем его направили в Военно‑морское авиационное училище имени И. В. Сталина, где он прошел ускоренный курс переобучения на штурмовик Ил-2. С ноября 1941 года — в оборонявшем Севастополь 18‑м штурмовом авиационном полку ВВС Черноморского флота. До дня своей гибели совершил под Севастополем 89 боевых вылетов, уничтожив в составе группы до 24 танков и бронемашин, 19 автомашин, 6 полевых орудий, 1 минометную батарею, 9 отдельных минометов и много другого вооружения противника. 11 марта 1942‑го во время очередного вылета самолет Лобанова оказался подбит, после чего летчик направил горящую машину на вражескую зенитную батарею. 14 июня старшему лейтенанту Е. И. Лобанову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); ранее (1942) он удостоился ордена Красного Знамени.

Похоронен Евгений Иванович в братской могиле на воинском кладбище поселка Дергачи в Севастополе. В его честь переименовано село Богемка Джанкойского района (Крым); там ему установлен памятник. Именем Е. И. Лобанова названы улицы в Москве и в Севастополе, речной теплоход, одна из севастопольских спортивных школ.

 

ЛОГВИНЕНКО АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ (1922–1985)

Родился в Москве. Окончил 9 классов школы и в 1941 году — аэроклуб Киевского района. В армии — с марта 1941‑го. В 1942‑м завершил обучение в Армавирской военной авиационной школе пилотов. В 1942–1944 годах — летчик 25‑го запасного авиационного полка (город Аджи-Кабул, Азербайджан). В марте‑июле 1944‑го прошел переобучение в 18‑м учебно‑тренировочном авиационном полку (3‑й Украинский фронт). В августе 1944 — мае 1945‑го — старший летчик и командир звена 951‑го штурмового авиационного полка 306‑й штурмовой авиационной дивизии 10‑го авиационного корпуса 17‑й воздушной армии. Участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Совершил 195 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, громя скопления войск, технику и коммуникации противника. 18 августа 1945 года младшему лейтенанту А. П Логвиненко было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Алексей Павлович продолжил службу в ВВС, командовал звеном штурмовиков авиаполка в Южной группе войск в Румынии и в Одесском военном округе. В 1955 году окончил Военно‑воздушную академию. До 1956 года — заместитель командира эскадрильи штурмового авиаполка (Северный военный округ), в 1956–1960 годах — заместитель командира, командир эскадрильи истребительного авиаполка (Приморская дивизия ПВО и Новосибирский корпус ПВО). В 1960–1961‑м — преподаватель кафедры тактики Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков. Далее — офицер, старший офицер Главного управлении кадров Министерства обороны. Уволился в запас в звании полковника (1976). Скончался в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище. Кроме звания Героя Советского Союза, был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени (дважды), Красной Звезды (дважды), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями.

 

ЛОЗОВСКИЙ ВИКТОР ИЗОТОВИЧ (1922–1977)

Родился в Москве. Окончил начальную школу, после работал в Перми. В марте 1943 года был призван в армию. С августа 1944 — на передовой. К январю 1945‑го — старшина в 49‑й гвардейской танковой бригаде 12‑го гвардейского танкового корпуса 2‑й гвардейской танковой армии (1‑й Белорусский фронт). Отличился в боях на территории Польши. 15–25 января 1945 года его экипаж участвовал в освобождении городов Гощин, Блендув, Любень и Ходеч, уничтожив 5 минометов, 7 пулеметов и 9 блиндажей противника. 20 января в ходе сражения за город Радзеюв экипаж разгромил две батареи вражеской противотанковой артиллерии. 27 февраля 1945 года гвардии старшине В. И. Лозовскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Виктор Изотович, демобилизовавшись, вернулся на родину. Скончался в Москве. Кроме звания Героя Советского Союза, удостоился также ордена Красной Звезды, медалей.

 

МАКАРОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА (1920–1944)

Родилась в Москве в семье почтового служащего. Окончила семь классов школы, Московский механико‑технологический техникум пищевой промышленности, аэроклуб; работала техником‑кондитером на кондитерской фабрике «Большевик», затем — инструктором в военной авиационной школе. Вступила в женский авиационный отряд, созданный в октябре 1941 года Героем Советского Союза М. М. Расковой. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1942 года — в действующей армии: командир звена 588‑го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (с февраля 1943 года — 46‑й гвардейский), летчиц которого немцы прозвали «ночными ведьмами». Вместе со своей подругой и штурманом звена В. Л. Белик (также будущим Героем Советского Союза) участвовала в бомбардировках немецких войск на Северном Кавказе, в Крыму, на Таманском полуострове, на Кубани, в Белоруссии, в Восточной Пруссии. Всего совершила 628 боевых ночных вылетов, сбросила на противника 96 тонн бомб и 300 тысяч листовок. Последний полет состоялся в ночь на 25 августа 1944 года. Экипаж успел выполнить боевое задание, но на обратном пути самолет Макаровой — Белик оказался подбит вражеским истребителем, и обе девушки погибли. Похоронили их в польском городе Остроленка. 23 февраля 1945 года гвардии лейтенанту Т. П. Макаровой (и одновременно гвардии лейтенанту В. Л. Белик) было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Кроме этого, Татьяна Петровна удостоилась орденов Красного Знамени (дважды) и Отечественной войны I степени. С 1960 по 1994 год ее имя носила Болотная улица в Москве; в 2005 году в честь Татьяны Макаровой назвали новую улицу в Восточном административном округе столицы. В память о Т. П. Макаровой и В. Л. Белик в СССР был выпущен почтовый конверт.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (418) Октябрь 2025

Наследники боевого духа предков

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

«Мы делали четверть ввода жилья по Москве»

Владимир Ефимович Копелев рассказывает…

Сделать столицу невидимой для врага

Из воспоминаний участников работ по маскировке важнейших зданий и сооружений Москвы в начале Великой Отечественной войны

Творец «Аскольдовой могилы»

О композиторе и театральном деятеле Алексее Николаевиче Верстовском (1799–1862)

По ту сторону холста

О прототипах персонажей картины И. Е. Репина

Лефортово, Измайлово, Черемушки…

Из истории одной московской семьи

«Как окошечко»

Намогильные камни гуслицкой деревни Смолёво

"Чувствовать в полете всю глубину неба"

О летчике-асе, участнике Великой Отечественной войны, дважды Герое Советского Союза генерал-лейтенанте авиации, Почетном гражданине города Москвы Виталии Ивановиче Попкове (1922-2010)