Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Даты, события, факты
Автор: Давыдова Ольга Анатольевна

О. Кадоль. Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Акварель. 1827 год

«Драгоценное народное достояние» №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Тверская площадь.
Москва. Конец XIX века

Первый всероссийский конкурс проектов памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве был объявлен еще в 1872 году. Для оценки будущих моделей высочайше учрежденный Комитет по проведению конкурса пригласил известных скульпторов и живописцев. Чтобы жюри могло беспристрастно судить представленные на обозрение работы, постановили состязание проводить анонимно и конверт с именем автора вскрывать только после завершения подсчета голосов.

Участвовать в конкурсе пожелали многие видные российские ваятели. Решил попытать счастья и академик скульптуры Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Прежде чем приступить к созданию скульптурного образа поэта, он пересмотрел огромное количество иллюстративного материала. Главным подспорьем в работе стали посмертная маска Пушкина, его прижизненные портреты кисти художников В.А. Тропинина и О.А. Кипренского, а также бюсты, выполненные скульпторами И.П. Витали и С.И. Гальбергом.

На выставке, открывшейся 22 марта 1873 года в залах Опекунского совета в Петербурге, демонстрировались 15 моделей. Три из них — опекушинские. Несмотря на то, что конкурс широко рекламировался в печати, выставка публику не заинтересовала. Чаще всего редкие посетители останавливались возле проектов П.П. Забелло (№8) и А.М. Опекушина (№13 и 15). На обоих Опекушин изобразил Пушкина в полный рост в плаще‑альмавиве. В проекте №13 поэт стоит на скале со скрещенными на груди руками, со всех сторон окруженный героями своих произведений.

Весьма сдержанными в оценке работ оказались и члены жюри. Внимательно осмотрев экспозицию и увидев почти однотипные фигуры сидящего или стоящего Пушкина в окружении скульптурных групп, они пришли к единодушному мнению: ни одна модель не достойна послужить основой для создания будущего памятника. Тем не менее проекты П.П. Забелло, И.Н. Шредера, А.Р. Бока, Е.М. Ильенко и А.М. Опекушина были отмечены премией на общую сумму 3,5 тысячи рублей. Поскольку по результатам тайной баллотировки лидировала модель Опекушина под №13, ему досталась самая большая премия в размере 1000 рублей. Комитет объявил второй конкурс, выдвинув главное требование к скульптуре: одиночная фигура в полный рост.

* * *

Александра Михайловича воодушевило внимание публики к его проектам, вселило в него надежду на победу. Он вновь погружается в поиски — изучает живописные и скульптурные порт­реты Пушкина, расспрашивает людей, лично знавших поэта, вчитывается в замечания и пожелания членов жюри. Как соблюсти главное условие конкурса — раскрыть образ поэтического гения, изваяв только его фигуру и ничего более?

24 марта 1874 года в Петербурге в зале Академии наук демонстрировались 19 проектов. Самое большое число голосов набрали проекты №2, 17, 18 и 19, выставленные под девизом «Скульптор». По вскрытии конверта стало известно имя автора — академик А.М. Опекушин. Лучшей из четырех признали модель под номером 17. Журнал «Всемирная иллюстрация» писал: «Мы имеем перед собой произведение простое и цельное и вполне выражающее то, что нужно; это поэт, это Пушкин; эта фигура должна непременно связаться с именем Пушкина как нечто типическое, идущее к нему одному и именно его выражающее».

Однако и эта обратившая на себя внимание публики модель не была принята в качестве окончательной. Не понравилось, что Пушкин держит за спиной шляпу (более подходит книга), что изваяние слишком статично. Имелись претензии и к портретному сходству. Тем не менее, как отмечала пресса, если исправить указанные недостатки, «можно было бы остановиться на этой красивой статуе».

В пылу обсуждения даже высказывалась мысль о необходимости отложить создание памятника лет на 15, но организаторы подобную идею отвергли. Решили третий конкурс не объявлять, предложив лидерам состязания — А.М. Опекушину и П.П. Забелло — «изготовить в увеличенном и исправленном виде две новые модели как статуи, так и пьедестала» с учетом всех высказанных замечаний. Опекушину члены комиссии посоветовали «избегать в фигуре самого поэта излишнего позирования, которое замечается во всех его (Опекушина. — О. Д.) проектах, и обратить внимание на силуэт фигуры». Кроме того, скульпторам рекомендовали «позаботиться о костюме поэта. Умный и осторожный выбор между модами того времени может значительно способствовать как прелести произведения, так и его типичности».

* * *

«Позаботиться о костюме» — этот вопрос решить легко: достаточно, как сказано, изучить тенденции моды пушкинского времени. А вот что касается фигуры… А.М. Опекушин вновь и вновь обращается к имеющимся скульптурным и живописным изображениям Пушкина, особенно к ростовым. Внимание ваятеля привлекает небольшая, высотой 46 см, статуэтка работы скульптора А.И. Теребенева, запечатлевшего поэта в сюртуке со скрещенными на груди руками. Эту статуэтку Александр Михайлович видел и ранее, однако сейчас она оказалась полностью созвучной его мыслям. Свою работу Теребенев выполнил в год смерти Пушкина. По мнению некоторых пушкиноведов, он не раз видел Александра Сергеевича в книжной лавке своего отчима на Невском проспекте и потому сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством, исполненный смысловой и пластической выразительности образ поэта. Можно предположить, что именно это произведение сослужило Опекушину наибольшую службу, в том числе дав понять: короткое одеяние для фигуры Пушкина не лучший вариант; в окончательной модели полы плаща удлинены и пущены волнами.

Третья выставка открылась в здании Общества поощрения художников 2 апреля 1875 года. А.М. Опекушин представил шесть проектов, П.П. Забелло — два. Со своими моделями к ним присоединились скульпторы И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. Однако из‑за громоздкости композиции две последние работы не составили конкуренцию работам основных претендентов. Отклик обозревателя «Всемирной иллюстрации»: «Шесть фигур <…> Опекушина выделаны вполне изящно и отличаются лепкою, способною удовлетворить самый требовательный вкус знатока. В них скульптор достиг сочетания правды с поэзией, не пожертвовав ни сходством, ни реальною точностью костюма XIX века». Большинство посетителей собиралось у опекушинского проекта под №7. Именно на этой модели со «счастливым» номером и остановил свой выбор Комитет конкурса.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*