Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Даты, события, факты
Автор: Давыдова Ольга Анатольевна

О. Кадоль. Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Акварель. 1827 год

«Драгоценное народное достояние» №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Тверская площадь.
Москва. Конец XIX века

Первый всероссийский конкурс проектов памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве был объявлен еще в 1872 году. Для оценки будущих моделей высочайше учрежденный Комитет по проведению конкурса пригласил известных скульпторов и живописцев. Чтобы жюри могло беспристрастно судить представленные на обозрение работы, постановили состязание проводить анонимно и конверт с именем автора вскрывать только после завершения подсчета голосов.

Участвовать в конкурсе пожелали многие видные российские ваятели. Решил попытать счастья и академик скульптуры Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Прежде чем приступить к созданию скульптурного образа поэта, он пересмотрел огромное количество иллюстративного материала. Главным подспорьем в работе стали посмертная маска Пушкина, его прижизненные портреты кисти художников В.А. Тропинина и О.А. Кипренского, а также бюсты, выполненные скульпторами И.П. Витали и С.И. Гальбергом.

На выставке, открывшейся 22 марта 1873 года в залах Опекунского совета в Петербурге, демонстрировались 15 моделей. Три из них — опекушинские. Несмотря на то, что конкурс широко рекламировался в печати, выставка публику не заинтересовала. Чаще всего редкие посетители останавливались возле проектов П.П. Забелло (№8) и А.М. Опекушина (№13 и 15). На обоих Опекушин изобразил Пушкина в полный рост в плаще‑альмавиве. В проекте №13 поэт стоит на скале со скрещенными на груди руками, со всех сторон окруженный героями своих произведений.

Весьма сдержанными в оценке работ оказались и члены жюри. Внимательно осмотрев экспозицию и увидев почти однотипные фигуры сидящего или стоящего Пушкина в окружении скульптурных групп, они пришли к единодушному мнению: ни одна модель не достойна послужить основой для создания будущего памятника. Тем не менее проекты П.П. Забелло, И.Н. Шредера, А.Р. Бока, Е.М. Ильенко и А.М. Опекушина были отмечены премией на общую сумму 3,5 тысячи рублей. Поскольку по результатам тайной баллотировки лидировала модель Опекушина под №13, ему досталась самая большая премия в размере 1000 рублей. Комитет объявил второй конкурс, выдвинув главное требование к скульптуре: одиночная фигура в полный рост.

* * *

Александра Михайловича воодушевило внимание публики к его проектам, вселило в него надежду на победу. Он вновь погружается в поиски — изучает живописные и скульптурные порт­реты Пушкина, расспрашивает людей, лично знавших поэта, вчитывается в замечания и пожелания членов жюри. Как соблюсти главное условие конкурса — раскрыть образ поэтического гения, изваяв только его фигуру и ничего более?

24 марта 1874 года в Петербурге в зале Академии наук демонстрировались 19 проектов. Самое большое число голосов набрали проекты №2, 17, 18 и 19, выставленные под девизом «Скульптор». По вскрытии конверта стало известно имя автора — академик А.М. Опекушин. Лучшей из четырех признали модель под номером 17. Журнал «Всемирная иллюстрация» писал: «Мы имеем перед собой произведение простое и цельное и вполне выражающее то, что нужно; это поэт, это Пушкин; эта фигура должна непременно связаться с именем Пушкина как нечто типическое, идущее к нему одному и именно его выражающее».

Однако и эта обратившая на себя внимание публики модель не была принята в качестве окончательной. Не понравилось, что Пушкин держит за спиной шляпу (более подходит книга), что изваяние слишком статично. Имелись претензии и к портретному сходству. Тем не менее, как отмечала пресса, если исправить указанные недостатки, «можно было бы остановиться на этой красивой статуе».

В пылу обсуждения даже высказывалась мысль о необходимости отложить создание памятника лет на 15, но организаторы подобную идею отвергли. Решили третий конкурс не объявлять, предложив лидерам состязания — А.М. Опекушину и П.П. Забелло — «изготовить в увеличенном и исправленном виде две новые модели как статуи, так и пьедестала» с учетом всех высказанных замечаний. Опекушину члены комиссии посоветовали «избегать в фигуре самого поэта излишнего позирования, которое замечается во всех его (Опекушина. — О. Д.) проектах, и обратить внимание на силуэт фигуры». Кроме того, скульпторам рекомендовали «позаботиться о костюме поэта. Умный и осторожный выбор между модами того времени может значительно способствовать как прелести произведения, так и его типичности».

* * *

«Позаботиться о костюме» — этот вопрос решить легко: достаточно, как сказано, изучить тенденции моды пушкинского времени. А вот что касается фигуры… А.М. Опекушин вновь и вновь обращается к имеющимся скульптурным и живописным изображениям Пушкина, особенно к ростовым. Внимание ваятеля привлекает небольшая, высотой 46 см, статуэтка работы скульптора А.И. Теребенева, запечатлевшего поэта в сюртуке со скрещенными на груди руками. Эту статуэтку Александр Михайлович видел и ранее, однако сейчас она оказалась полностью созвучной его мыслям. Свою работу Теребенев выполнил в год смерти Пушкина. По мнению некоторых пушкиноведов, он не раз видел Александра Сергеевича в книжной лавке своего отчима на Невском проспекте и потому сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством, исполненный смысловой и пластической выразительности образ поэта. Можно предположить, что именно это произведение сослужило Опекушину наибольшую службу, в том числе дав понять: короткое одеяние для фигуры Пушкина не лучший вариант; в окончательной модели полы плаща удлинены и пущены волнами.

Третья выставка открылась в здании Общества поощрения художников 2 апреля 1875 года. А.М. Опекушин представил шесть проектов, П.П. Забелло — два. Со своими моделями к ним присоединились скульпторы И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. Однако из‑за громоздкости композиции две последние работы не составили конкуренцию работам основных претендентов. Отклик обозревателя «Всемирной иллюстрации»: «Шесть фигур <…> Опекушина выделаны вполне изящно и отличаются лепкою, способною удовлетворить самый требовательный вкус знатока. В них скульптор достиг сочетания правды с поэзией, не пожертвовав ни сходством, ни реальною точностью костюма XIX века». Большинство посетителей собиралось у опекушинского проекта под №7. Именно на этой модели со «счастливым» номером и остановил свой выбор Комитет конкурса.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*