Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Даты, события, факты
Автор: Давыдова Ольга Анатольевна

О. Кадоль. Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Акварель. 1827 год

«Драгоценное народное достояние» №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Тверская площадь.
Москва. Конец XIX века

Первый всероссийский конкурс проектов памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве был объявлен еще в 1872 году. Для оценки будущих моделей высочайше учрежденный Комитет по проведению конкурса пригласил известных скульпторов и живописцев. Чтобы жюри могло беспристрастно судить представленные на обозрение работы, постановили состязание проводить анонимно и конверт с именем автора вскрывать только после завершения подсчета голосов.

Участвовать в конкурсе пожелали многие видные российские ваятели. Решил попытать счастья и академик скульптуры Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Прежде чем приступить к созданию скульптурного образа поэта, он пересмотрел огромное количество иллюстративного материала. Главным подспорьем в работе стали посмертная маска Пушкина, его прижизненные портреты кисти художников В.А. Тропинина и О.А. Кипренского, а также бюсты, выполненные скульпторами И.П. Витали и С.И. Гальбергом.

На выставке, открывшейся 22 марта 1873 года в залах Опекунского совета в Петербурге, демонстрировались 15 моделей. Три из них — опекушинские. Несмотря на то, что конкурс широко рекламировался в печати, выставка публику не заинтересовала. Чаще всего редкие посетители останавливались возле проектов П.П. Забелло (№8) и А.М. Опекушина (№13 и 15). На обоих Опекушин изобразил Пушкина в полный рост в плаще‑альмавиве. В проекте №13 поэт стоит на скале со скрещенными на груди руками, со всех сторон окруженный героями своих произведений.

Весьма сдержанными в оценке работ оказались и члены жюри. Внимательно осмотрев экспозицию и увидев почти однотипные фигуры сидящего или стоящего Пушкина в окружении скульптурных групп, они пришли к единодушному мнению: ни одна модель не достойна послужить основой для создания будущего памятника. Тем не менее проекты П.П. Забелло, И.Н. Шредера, А.Р. Бока, Е.М. Ильенко и А.М. Опекушина были отмечены премией на общую сумму 3,5 тысячи рублей. Поскольку по результатам тайной баллотировки лидировала модель Опекушина под №13, ему досталась самая большая премия в размере 1000 рублей. Комитет объявил второй конкурс, выдвинув главное требование к скульптуре: одиночная фигура в полный рост.

* * *

Александра Михайловича воодушевило внимание публики к его проектам, вселило в него надежду на победу. Он вновь погружается в поиски — изучает живописные и скульптурные порт­реты Пушкина, расспрашивает людей, лично знавших поэта, вчитывается в замечания и пожелания членов жюри. Как соблюсти главное условие конкурса — раскрыть образ поэтического гения, изваяв только его фигуру и ничего более?

24 марта 1874 года в Петербурге в зале Академии наук демонстрировались 19 проектов. Самое большое число голосов набрали проекты №2, 17, 18 и 19, выставленные под девизом «Скульптор». По вскрытии конверта стало известно имя автора — академик А.М. Опекушин. Лучшей из четырех признали модель под номером 17. Журнал «Всемирная иллюстрация» писал: «Мы имеем перед собой произведение простое и цельное и вполне выражающее то, что нужно; это поэт, это Пушкин; эта фигура должна непременно связаться с именем Пушкина как нечто типическое, идущее к нему одному и именно его выражающее».

Однако и эта обратившая на себя внимание публики модель не была принята в качестве окончательной. Не понравилось, что Пушкин держит за спиной шляпу (более подходит книга), что изваяние слишком статично. Имелись претензии и к портретному сходству. Тем не менее, как отмечала пресса, если исправить указанные недостатки, «можно было бы остановиться на этой красивой статуе».

В пылу обсуждения даже высказывалась мысль о необходимости отложить создание памятника лет на 15, но организаторы подобную идею отвергли. Решили третий конкурс не объявлять, предложив лидерам состязания — А.М. Опекушину и П.П. Забелло — «изготовить в увеличенном и исправленном виде две новые модели как статуи, так и пьедестала» с учетом всех высказанных замечаний. Опекушину члены комиссии посоветовали «избегать в фигуре самого поэта излишнего позирования, которое замечается во всех его (Опекушина. — О. Д.) проектах, и обратить внимание на силуэт фигуры». Кроме того, скульпторам рекомендовали «позаботиться о костюме поэта. Умный и осторожный выбор между модами того времени может значительно способствовать как прелести произведения, так и его типичности».

* * *

«Позаботиться о костюме» — этот вопрос решить легко: достаточно, как сказано, изучить тенденции моды пушкинского времени. А вот что касается фигуры… А.М. Опекушин вновь и вновь обращается к имеющимся скульптурным и живописным изображениям Пушкина, особенно к ростовым. Внимание ваятеля привлекает небольшая, высотой 46 см, статуэтка работы скульптора А.И. Теребенева, запечатлевшего поэта в сюртуке со скрещенными на груди руками. Эту статуэтку Александр Михайлович видел и ранее, однако сейчас она оказалась полностью созвучной его мыслям. Свою работу Теребенев выполнил в год смерти Пушкина. По мнению некоторых пушкиноведов, он не раз видел Александра Сергеевича в книжной лавке своего отчима на Невском проспекте и потому сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством, исполненный смысловой и пластической выразительности образ поэта. Можно предположить, что именно это произведение сослужило Опекушину наибольшую службу, в том числе дав понять: короткое одеяние для фигуры Пушкина не лучший вариант; в окончательной модели полы плаща удлинены и пущены волнами.

Третья выставка открылась в здании Общества поощрения художников 2 апреля 1875 года. А.М. Опекушин представил шесть проектов, П.П. Забелло — два. Со своими моделями к ним присоединились скульпторы И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. Однако из‑за громоздкости композиции две последние работы не составили конкуренцию работам основных претендентов. Отклик обозревателя «Всемирной иллюстрации»: «Шесть фигур <…> Опекушина выделаны вполне изящно и отличаются лепкою, способною удовлетворить самый требовательный вкус знатока. В них скульптор достиг сочетания правды с поэзией, не пожертвовав ни сходством, ни реальною точностью костюма XIX века». Большинство посетителей собиралось у опекушинского проекта под №7. Именно на этой модели со «счастливым» номером и остановил свой выбор Комитет конкурса.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*