О. Кадоль. Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Акварель. 1827 год
Тверская площадь.
Москва. Конец XIX века
Первый всероссийский конкурс проектов памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве был объявлен еще в 1872 году. Для оценки будущих моделей высочайше учрежденный Комитет по проведению конкурса пригласил известных скульпторов и живописцев. Чтобы жюри могло беспристрастно судить представленные на обозрение работы, постановили состязание проводить анонимно и конверт с именем автора вскрывать только после завершения подсчета голосов.
Участвовать в конкурсе пожелали многие видные российские ваятели. Решил попытать счастья и академик скульптуры Александр Михайлович Опекушин (1838–1923). Прежде чем приступить к созданию скульптурного образа поэта, он пересмотрел огромное количество иллюстративного материала. Главным подспорьем в работе стали посмертная маска Пушкина, его прижизненные портреты кисти художников В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, а также бюсты, выполненные скульпторами И. П. Витали и С. И. Гальбергом.
На выставке, открывшейся 22 марта 1873 года в залах Опекунского совета в Петербурге, демонстрировались 15 моделей. Три из них — опекушинские. Несмотря на то, что конкурс широко рекламировался в печати, выставка публику не заинтересовала. Чаще всего редкие посетители останавливались возле проектов П. П. Забелло (№ 8) и А. М. Опекушина (№ 13 и 15). На обоих Опекушин изобразил Пушкина в полный рост в плаще‑альмавиве. В проекте № 13 поэт стоит на скале со скрещенными на груди руками, со всех сторон окруженный героями своих произведений.
Весьма сдержанными в оценке работ оказались и члены жюри. Внимательно осмотрев экспозицию и увидев почти однотипные фигуры сидящего или стоящего Пушкина в окружении скульптурных групп, они пришли к единодушному мнению: ни одна модель не достойна послужить основой для создания будущего памятника. Тем не менее проекты П. П. Забелло, И. Н. Шредера, А. Р. Бока, Е. М. Ильенко и А. М. Опекушина были отмечены премией на общую сумму 3,5 тысячи рублей. Поскольку по результатам тайной баллотировки лидировала модель Опекушина под № 13, ему досталась самая большая премия в размере 1000 рублей. Комитет объявил второй конкурс, выдвинув главное требование к скульптуре: одиночная фигура в полный рост.
* * *
Александра Михайловича воодушевило внимание публики к его проектам, вселило в него надежду на победу. Он вновь погружается в поиски — изучает живописные и скульптурные портреты Пушкина, расспрашивает людей, лично знавших поэта, вчитывается в замечания и пожелания членов жюри. Как соблюсти главное условие конкурса — раскрыть образ поэтического гения, изваяв только его фигуру и ничего более?
24 марта 1874 года в Петербурге в зале Академии наук демонстрировались 19 проектов. Самое большое число голосов набрали проекты № 2, 17, 18 и 19, выставленные под девизом «Скульптор». По вскрытии конверта стало известно имя автора — академик А. М. Опекушин. Лучшей из четырех признали модель под номером 17. Журнал «Всемирная иллюстрация» писал: «Мы имеем перед собой произведение простое и цельное и вполне выражающее то, что нужно; это поэт, это Пушкин; эта фигура должна непременно связаться с именем Пушкина как нечто типическое, идущее к нему одному и именно его выражающее».
Однако и эта обратившая на себя внимание публики модель не была принята в качестве окончательной. Не понравилось, что Пушкин держит за спиной шляпу (более подходит книга), что изваяние слишком статично. Имелись претензии и к портретному сходству. Тем не менее, как отмечала пресса, если исправить указанные недостатки, «можно было бы остановиться на этой красивой статуе».
В пылу обсуждения даже высказывалась мысль о необходимости отложить создание памятника лет на 15, но организаторы подобную идею отвергли. Решили третий конкурс не объявлять, предложив лидерам состязания — А. М. Опекушину и П. П. Забелло — «изготовить в увеличенном и исправленном виде две новые модели как статуи, так и пьедестала» с учетом всех высказанных замечаний. Опекушину члены комиссии посоветовали «избегать в фигуре самого поэта излишнего позирования, которое замечается во всех его (Опекушина. — О. Д.) проектах, и обратить внимание на силуэт фигуры». Кроме того, скульпторам рекомендовали «позаботиться о костюме поэта. Умный и осторожный выбор между модами того времени может значительно способствовать как прелести произведения, так и его типичности».
* * *
«Позаботиться о костюме» — этот вопрос решить легко: достаточно, как сказано, изучить тенденции моды пушкинского времени. А вот что касается фигуры… А. М. Опекушин вновь и вновь обращается к имеющимся скульптурным и живописным изображениям Пушкина, особенно к ростовым. Внимание ваятеля привлекает небольшая, высотой 46 см, статуэтка работы скульптора А. И. Теребенева, запечатлевшего поэта в сюртуке со скрещенными на груди руками. Эту статуэтку Александр Михайлович видел и ранее, однако сейчас она оказалась полностью созвучной его мыслям. Свою работу Теребенев выполнил в год смерти Пушкина. По мнению некоторых пушкиноведов, он не раз видел Александра Сергеевича в книжной лавке своего отчима на Невском проспекте и потому сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством, исполненный смысловой и пластической выразительности образ поэта. Можно предположить, что именно это произведение сослужило Опекушину наибольшую службу, в том числе дав понять: короткое одеяние для фигуры Пушкина не лучший вариант; в окончательной модели полы плаща удлинены и пущены волнами.
Третья выставка открылась в здании Общества поощрения художников 2 апреля 1875 года. А. М. Опекушин представил шесть проектов, П. П. Забелло — два. Со своими моделями к ним присоединились скульпторы И. Н. Шредер и М. М. Антокольский. Однако из‑за громоздкости композиции две последние работы не составили конкуренцию работам основных претендентов. Отклик обозревателя «Всемирной иллюстрации»: «Шесть фигур <…> Опекушина выделаны вполне изящно и отличаются лепкою, способною удовлетворить самый требовательный вкус знатока. В них скульптор достиг сочетания правды с поэзией, не пожертвовав ни сходством, ни реальною точностью костюма XIX века». Большинство посетителей собиралось у опекушинского проекта под № 7. Именно на этой модели со «счастливым» номером и остановил свой выбор Комитет конкурса.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
Краткие биографии, подвиги, память*
К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)
О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко