Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
02.06.2025
Актуальный репортаж
Автор: Кряжев-Карцев Георгий Сергеевич

Пресса на передовой

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее №6 (414) Июнь 2025 Подписаться

Александр Викторович Гриценко

История семьи Гриценко — это рассказ о том, как судьба порой жестоко и неожиданно переворачивает привычное бытие. Отец и сын Александр и Алексей Гриценко жили в обстановке относительного спокойствия, где мечты и маленькие радости являлись частью повседневности. Но перемены, грозившие родному Донбассу, разбудили в обоих стремление не просто наблюдать, а рассказывать о происходящем в мире, фиксируя события и помогая людям.

 

Жизнь до

До 2014 года Александр был далек от журналистики. Получив образование менеджера‑экономиста, он занимался оптимизацией бизнес‑процессов, ведя размеренную офисную жизнь. Работая в Киеве, видел, как медленно, но неуклонно меняется облик страны. Воспоминания о начавших разворачиваться в 2013 году событиях на Майдане до сих пор отзываются в сердце.

В то же время его сын Алексей, еще ребенок, но с необычайной восприимчивостью и пытливым взглядом, напряженно всматривался в окружающую действительность. Во время соревнований по карате в Киеве, когда в перерывах бабушки‑охранницы сидели у телевизора и с тревогой следили, как «бедных киевских студентов избивают милиционеры», он невольно задавался вопросом: «Зачем сопереживать тем, кто с цепями нападает на бойцов “Беркута”?» Эти первые образы стали для юного Алексея предвестниками того, что его жизнь скоро обретет иное измерение.

 

Переломный 2014 год

2014 год явился для семьи Гриценко переломным. Александр, оказавшись в гуще событий, понял: привычный уклад утратил свою значимость. «Меня зовут Александр Гриценко, позывной “Индеец”. С 2014 года работаю видеооператором, снимаю как гражданскую, так и военную жизнь Донецкой Народной Республики», — говорит он, вспоминая, как все началось.

В декабре 2014 года, когда напряженность достигла предела, Александр вернулся в самую горячую точку военных действий — в родной Донецк. В этот период он не просто начал снимать происходящее — он решил действовать: «Если я видел объявление с просьбой помочь выехать молодой семье с ребенком, я подключался, вывозил их, параллельно фотографировал, снимал видео». Понимая, что война неизбежна, еще имея возможность ездить между Киевом и Донецком, он закупал в Киеве экипировку: камуфляжную форму, берцы, какое‑то снаряжение. Уже к 2014 году в доме Гриценко оказалось две комплектации — «одна для тринадцатилетнего бойца, другая — для почти сорокалетнего мужчины».

Одновременно у Александра зарождалась мысль о том, что документировать события можно и нужно по‑новому. Он никогда не планировал связать себя с журналистикой, но обстоятельства складывались совершенно непредвиденным образом. Внезапно ему позвонили из формирующегося Министерства информации ДНР: «Приходи, поговорим». Состоявшаяся встреча стала первым шагом в профессиональной журналистской карьере.

 

Журналистика как дело чести

Преодолев первые испытания, Александр осознал, что его камера — не просто средство фиксации, а действенный инструмент помощи людям. За каждым кадром стояли человеческие судьбы. Приходило понимание: если объектив журналиста хоть на минуту приближает победу, значит делаемое журналистом дело имеет смысл.

Работая в условиях, когда съемочная техника в ДНР была более чем скромной — порой маленькая «мыльница» заменяла современную камеру, он учился совмещать гражданскую и военную журналистику. Его мотивация проистекала не только из желания документировать происходящее, но и из необходимости, как сказано выше, помочь людям, оказавшимся в эпицентре грозных событий.

В те дни каждый поступок — будь то съемка или помощь в эвакуации — наполнялся глубоким практическим смыслом. Это было время, когда идеи и принципы обретали форму через реальные дела, а убежденность, что правда должна быть непременно явлена, становилась главной движущей силой профессиональной деятельности.

 

Подрастающее поколение

Молодой Алексей Гриценко, ныне — носитель позывного «Лимон», рос в атмосфере, где каждое слово и каждый кадр имели значение. События 2013–2014 годов изменили его мировосприятие. Уже тогда в душе начало зарождаться понимание того, что истину следует искать не в сюжетах, транслируемых по ТВ, а в происходящем за кадром.

Судьба дала ему первый по‑настоящему яркий урок 20 октября 2014 года, когда украинский снаряд попал в склад химикатов. Силой взрыва, сотрясшего весь Донецк, выбило окна в школе, где Алексей учился. Отец немедленно забрал его и сестру из школьного подвала, в котором они прятались. В тот момент мальчик понял: «Мы живем в эпицентре истории». Это событие стало для Алексея поворотным — он осознал, что каждый миг может стать историческим и его призвание — запечатлевать переживаемую эпоху в кадре.

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (414) Июнь 2025

Слово о военкорах 

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Четыре звезды Александра Покрышкина

Судьба героя

Парадный портрет в музейном интерьере

К 110-летию со дня рождения первостроителя Московского метрополитена,
Героя Социалистического Труда Татьяны Викторовны Федоровой (1915–2001)

Сохранять историческую память и дарить надежду на будущее

О донецких журналистах Александре и Алексее Гриценко

Под парящим соколом

Доходный дом Сокол в Москве и его владелица

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

«Драгоценное народное достояние»

К 145-летию со дня открытия московского памятника
Александру Сергеевичу Пушкину (1880)

Надежда, дочь солдата

Невыдуманная история

Искусство слова живого

О мастерстве устной речи лектора*

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*