Заседание архивно библиотечной комиссии Московского коммунального музея. 1927 год
В легендарной Сухаревой башне музей разместился в конце 1925 года. Этот период представляется самым плодотворным для музея и счастливейшим в жизни П. В. Сытина.
С первых же дней после переезда музея в здание МКХ по Театральному проезду Петр Васильевич начал поиск новой локации. В заполненной им анкете Губернской плановой комиссии от 24 сентября 1924 года читаем: «Музей занимает часть третьего этажа дома МКХ, ранее бывшую под торговыми помещениями. Помещение мало пригодно для музея вследствие его малой величины и отсутствия нужных для музея технических приспособлений»51.
Прозвучавшая когда‑то идея перевода учреждения в Сухареву башню, очевидно, не оставляла Петра Васильевича. Будучи памятником истории и архитектуры, одним из многовековых символов Москвы, Сухарева башня располагала достаточными площадями для обустройства там экспозиции; к тому же сооружение более трех десятилетий никем не использовалось и не ремонтировалось.
Сытин направил в музейный отдел Наркомпроса письмо:
«Опыт многолетней жизни Сухаревой башни показал, что для поддержания в исправности даже одного ее внешнего вида за нею необходимо постоянное наблюдение, что отсутствие такового в прошлом вело к преждевременному обветшанию башни и к дорогостоящим ремонтам, что исправное состояние внешних частей немыслимо без надлежащего состояния внутренних частей, что, наконец, для того и другого необходимо, чтобы в Сухаревой башне помещалось хозяйственное учреждение, носящее живой общественный характер, понимающее и ценящее старину и красоту башни, и что таковым в полной мере явится только Музей города Москвы»52.
Петр Васильевич не только убедил городские власти в необходимости перевода Московского коммунального музея в Сухареву башню, но также добился выделения на ее ремонт значительных денежных средств.
Ремонтные и реставрационные работы под руководством архитектора З. И. Иванова продолжались три года — с 1923 по 1925‑й. Судя по сохранившимся документам, Сухареву башню признали способной принять музейную экспозицию в середине 1924 года. Вот один из актов, подписанный П. В. Сытиным, его заместителем И. А. Вернером и представителем Главнауки Д.П. Сухим:
«1. Считать помещения Сухаревой башни вполне пригодными по реставрации для Московского коммунального музея и достаточными для его развития, при условии, что все ее помещения будут целиком переданы музею.
2. В первом этаже необходимо приспособить помещения: 1) правого крыла — под библиотеку‑читальню музея; 2) помещения под наружной лестницей — для служебных целей; 3) левое крыло приспособить под канцелярию и комнату заведующего музеем, устроив из коридора лестницу на второй этаж башни. Здесь же использовать маленькие помещения для устройства уборной и раздевальной.
3. Во втором этаже зал правого крыла, выходящий на парадную наружную лестницу, предназначить для лекций, публичных заседаний и других научных собраний. <…> Оставшиеся две залы левого крыла (34 сажени) отвести для выставки. Темное помещение под этими залами с такой же площадью использовать для архива музея, проведя туда электроосвещение и соединив его внутри лестницы с коридором первого этажа.
4. В третьем этаже продолжить лестницу со второго этажа. Все помещения отвести, не нарушая их исторических форм, под выставочные залы музея. Для циркуляции публики по залам открыть имеющиеся арки среднего помещения третьего этажа.
5. Внутреннюю винтовую лестницу, соединяющую второй и третий этаж со столбом башни, сохранить как исторический памятник и запасной ход».
П. В. Сытин высказал при этом еще и такие пожелания:
«В столбе башни, нижней его части, предполагается сделать комнату, в которую поместить “Музей Сухаревой башни”: башня как замечательное старинное здание имеет свою историю, изображения на картинах, гравюрах, фотографических снимках в различные эпохи, планы, фрагменты (куски стен, белокаменных украшений и проч.). Все это и предполагается собрать в “Музей Сухаревой башни”. Лестницу к часам и на верхнюю площадку предполагается сделать железной или железобетонной. В летние дни предполагается допускать публику на галерею третьего этажа, откуда открывается великолепный вид на Москву, а по устройстве железной лестницы в столбе башни — и на верхнюю площадку, откуда с высоты 30 саженей видна вся Москва до Окружной железной дороги и даже за нею»53.
Переезд из Театрального проезда в отреставрированную башню осуществлялся в течение двух последних месяцев 1925 года. Временем на создание новой экспозиции музейщики не располагали, в такие сроки возможно было только приспособление пространства в Сухаревой башне под уже имеющиеся тематические комплексы. По свидетельству П. В. Сытина, «отделы строились на основе программ, разработанных специальными комиссиями еще в 1921/22 годах, с необходимыми к ним поправками, и давали полное и точное отражение затрагиваемых ими вопросов с достаточной их иллюстрацией»54...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru