Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.11.2021
Знакомьтесь: музей
Второй этаж. Библиотека
Коммунальный музей и Сухарева башня №12 (372) Декабрь 2021 Подписаться

Заседание архивно библиотечной комиссии Московского коммунального музея. 1927 год

В легендарной Сухаревой башне музей разместился в конце 1925 года. Этот период представляется самым плодотворным для музея и счастливейшим в жизни П. В. Сытина.

С первых же дней после переезда музея в здание МКХ по Театральному проезду Петр Васильевич начал поиск новой локации. В заполненной им анкете Губернской плановой комиссии от 24 сентября 1924 года читаем: «Музей занимает часть третьего этажа дома МКХ, ранее бывшую под торговыми помещениями. Помещение мало пригодно для музея вследствие его малой величины и отсутствия нужных для музея технических приспособлений»51.

Прозвучавшая когда‑то идея перевода учреждения в Сухареву башню, очевидно, не оставляла Петра Васильевича. Будучи памятником истории и архитектуры, одним из многовековых символов Москвы, Сухарева башня располагала достаточными площадями для обустройства там экспозиции; к тому же сооружение более трех десятилетий никем не использовалось и не ремонтировалось.

Сытин направил в музейный отдел Наркомпроса письмо:

«Опыт многолетней жизни Сухаревой башни показал, что для поддержания в исправности даже одного ее внешнего вида за нею необходимо постоянное наблюдение, что отсутствие такового в прошлом вело к преждевременному обветшанию башни и к дорогостоящим ремонтам, что исправное состояние внешних частей немыслимо без надлежащего состояния внутренних частей, что, наконец, для того и другого необходимо, чтобы в Сухаревой башне помещалось хозяйственное учреждение, носящее живой общественный характер, понимающее и ценящее старину и красоту башни, и что таковым в полной мере явится только Музей города Москвы»52.

Петр Васильевич не только убедил городские власти в необходимости перевода Московского коммунального музея в Сухареву башню, но также добился выделения на ее ремонт значительных денежных средств.

Ремонтные и реставрационные работы под руководством архитектора З. И. Иванова продолжались три года — с 1923 по 1925‑й. Судя по сохранившимся документам, Сухареву башню признали способной принять музейную экспозицию в середине 1924 года. Вот один из актов, подписанный П. В. Сытиным, его заместителем И. А. Вернером и представителем Главнауки Д.П. Сухим:

«1. Считать помещения Сухаревой башни вполне пригодными по реставрации для Московского коммунального музея и достаточными для его развития, при условии, что все ее помещения будут целиком переданы музею.

2. В первом этаже необходимо приспособить помещения: 1) правого крыла — под библиотеку‑читальню музея; 2) помещения под наружной лестницей — для служебных целей; 3) левое крыло приспособить под канцелярию и комнату заведующего музеем, устроив из коридора лестницу на второй этаж башни. Здесь же использовать маленькие помещения для устройства уборной и раздевальной.

3. Во втором этаже зал правого крыла, выходящий на парадную наружную лестницу, предназначить для лекций, публичных заседаний и других научных собраний. <…> Оставшиеся две залы левого крыла (34 сажени) отвести для выставки. Темное помещение под этими залами с такой же площадью использовать для архива музея, проведя туда электроосвещение и соединив его внутри лестницы с коридором первого этажа.

4. В третьем этаже продолжить лестницу со второго этажа. Все помещения отвести, не нарушая их исторических форм, под выставочные залы музея. Для циркуляции публики по залам открыть имеющиеся арки среднего помещения третьего этажа.

5. Внутреннюю винтовую лестницу, соединяющую второй и третий этаж со столбом башни, сохранить как исторический памятник и запасной ход».

П. В. Сытин высказал при этом еще и такие пожелания:

«В столбе башни, нижней его части, предполагается сделать комнату, в которую поместить “Музей Сухаревой башни”: башня как замечательное старинное здание имеет свою историю, изображения на картинах, гравюрах, фотографических снимках в различные эпохи, планы, фрагменты (куски стен, белокаменных украшений и проч.). Все это и предполагается собрать в “Музей Сухаревой башни”. Лестницу к часам и на верхнюю площадку предполагается сделать железной или железобетонной. В летние дни предполагается допускать публику на галерею третьего этажа, откуда открывается великолепный вид на Москву, а по устройстве железной лестницы в столбе башни — и на верхнюю площадку, откуда с высоты 30 саженей видна вся Москва до Окружной железной дороги и даже за нею»53.

Переезд из Театрального проезда в отреставрированную башню осуществлялся в течение двух последних месяцев 1925 года. Временем на создание новой экспозиции музейщики не располагали, в такие сроки возможно было только приспособление пространства в Сухаревой башне под уже имеющиеся тематические комплексы. По свидетельству П. В. Сытина, «отделы строились на основе программ, разработанных специальными комиссиями еще в 1921/22 годах, с необходимыми к ним поправками, и давали полное и точное отражение затрагиваемых ими вопросов с достаточной их иллюстрацией»54...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (372) Декабрь 2021 В этом выпуске :
Нижегородская художественно­промышленная выставка 1896 года К 125-летию Музея Москвы
Музей московского городского хозяйства К 125-летию Музея Москвы
Музей коммунального хозяйства (Московский коммунальный музей Моссовета) К 125-летию Музея Москвы
Коммунальный музей и Сухарева башня К 125-летию Музея Москвы
Музей истории и реконструкции Москвы К 125-летию Музея Москвы
800­ летие Москвы К 125-летию Музея Москвы
От Музея истории и реконструкции Москвы к Музею истории Москвы К 125-летию Музея Москвы
Музей истории Москвы К 125-летию Музея Москвы
«Музейное объединение «Музей Москвы». Провиантские склады К 125-летию Музея Москвы
Музей Москвы: выставки и события 2019–2021 годов К 125-летию Музея Москвы