Всероссийская художественно-промышленная выставка. Внутренний вид павильона города Москвы. Фотобумага, картон, карбоновая печать. 1896 год
XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка, прошедшая в 1896 году в Нижнем Новгороде, признана одной из самых значительных мировых выставок XIX столетия. Выставка была в три раза масштабней предыдущей Всероссийской выставки 1882 года в Москве, а по своей площади превосходила Всемирную выставку в Париже в 1889 году. Для воплощения столь грандиозного замысла Нижний Новгород выбрали (четвертым городом после Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы) не случайно: в течение многих веков он являлся центром российской торговли и предпринимательства. Легендарная нижегородская Макарьевская ярмарка являлась крупнейшей в мире по объему товарооборота, осуществляя многочисленные торговые связи между Европой и Азией. В 1896 году ярмарка объединилась с Всероссийской художественно-промышленной выставкой, территориально обе располагались в разных местах, но публика с удовольствием курсировала между фантастическими по красоте и изысканности постройками, где располагались предметы, представляющие важнейшие современные достижения научной мысли, культуры и производства — все, чем была богата Российская империя.
Выставка проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября и имела подчеркнуто национальный характер: демонстрировавшиеся экспонаты были изготовлены в России, исключение делалось только для художественных произведений, которые могли быть созданы за границей, но русскими авторами. Основу классификации составила программа Московской выставки 1882 года со с значительными дополнениями1.
Чтобы обстоятельно осмотреть все павильоны, требовалось не менее недели. Согласно статистике, за 192 дня работы выставки ее посетили более миллиона человек.
Павильон города Москвы
Выставка, подготовленная Московским городским общественным управлением, посвящалась достижениям городского хозяйства Первопрестольной. Интересно, что в различные издания каталога выставки включено только изображение павильона города Москвы, оформленного в виде изящного терема павильона2, но, в отличие от многих других, демонстрирующих производственную деятельность и социальные программы российских мануфактур, богатства отечественных недр или успехи добывающих промыслов, описание самой экспозиции отсутствует.
Павильону города Москвы отвели место в центральной части выставки. Здесь были представлены основные направления деятельности городской управы за последние тридцать с небольшим лет. Вокруг здания разбили небольшой сад — деревья (кедры, липы), цветы, газонные растения привезли из московских питомников и оранжерей. На территории сада в виде отдельных инсталляций разложили детали инженерных сетей, дающие представление о подземных сооружениях Москвы. Так, перед павильоном располагался макет-реконструкция (фрагмент) Неглинного канала в натуральную величину (около 5 метров высотой): этот главный коллектор сети уличных водостоков, заключавший в себе реку Неглинку, проходил по центральной части города от Самотеки до Москвы-реки. Справа был размещен макет другого коммуникационного сооружения — часть главного загородного коллектора строящейся в Москве канализационной сети со смотровым колодцем. Перед самим павильоном выставили мелкоразмерные детали инженерных систем, позади — различные части московского городского водопровода — как нового, так и старого, существовавшего со времен Екатерины II до середины XIX столетия.
Внутренняя планировка здания включала большую среднюю залу, две боковые галереи и комнату «для приемов»...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru