Транспортный отдел
Основной темой экспозиции переехавшего музея по‑прежнему была «история и современность городского хозяйства Москвы». Появились разделы, посвященные до- и послереволюционной московской застройке, строительству, благоустройству. Имелись экспонаты, представлявшие главные положения «Сталинской» конституции.
Тематические комплексы структурировались по принципу контраста, утвержденному в качестве единого стандарта для всех краеведческих экспозиций, ставших частью «идеологического фронта». Этап развития города, предшествующий революции 1917 года, подавался исключительно в негативных тонах, а реализация Генерального плана реконструкции Москвы — как воплощение самых светлых надежд советского человека. Последнее иллюстрировалось макетами новой застройки жилых кварталов, схемами расширения улиц и площадей, эскизами озеленения, архитектурными планами Дворца Советов, канала Москва — Волга и так далее.
Хозяйственный профиль музея отошел на второй план — главное место заняли проекты реконструкции Москвы. Под стать им новаторской — идеологически и технически — была экспозиция. Посетители музея могли понаблюдать за динамическими макетами городского транспорта — от конки до трамвая, проследить процессы перемещения и сноса зданий в процессе расширения улиц, ознакомиться с технологией прокладки инженерных коммуникаций. Неизменный интерес вызывали современная снегоуборочная техника, образцы новых городских фонарей, работа уличных термометров и шумоуловителей. Экскурсоводы посредством рычагов и пусковых кнопок приводили макеты в движение. Экспозиция отличалась не только содержательностью, она соответствовала всем идеологическим требованиям государственной пропаганды и в полной мере оправдывала свою агитационную миссию. Коммунальный музей оставался единственным музеем, представлявшим Москву во всем многообразии развернувшегося в ней «коммунистического строительства». Но город уже не был «коммуной», и музей ему требовался другой.
16 августа 1938 года газета «Рабочая Москва» под рубрикой «Письма в редакцию» напечатала статью «Создадим Музей реконструкции Москвы», подписанную доктором архитектуры, профессором, руководителем Московского Союза архитекторов Н. Я. Колли:
«Невиданными темпами осуществляется генеральный план реконструкции Москвы. Заново перестраиваются целые улицы, кварталы и площади. Столица меняет свой облик, превращается в лучший город мира.
Со дня утверждения генерального плана реконструкции Москвы прошел короткий срок — 3 года. За это время проделана большая созидательная работа по переустройству столицы. Реконструкция Москвы — это история побед социализма, это яркое выражение величайшей заботы партии и правительства и лично товарища Сталина о благоустройстве города, об улучшении жизни трудящихся.
Однако все, что воздвигается и реконструируется, не находит должного отображения в документах, которые должны бы рассказывать о прошлом и о прекрасном настоящем нашей столицы.
Взять, к примеру, Охотный ряд. Много ли времени прошло с тех пор, когда на месте, где сейчас высятся красивые многоэтажные здания, ютились низкие лабазы и лачуги?
Но что представлял собой Охотный ряд до реконструкции, как он выглядел и как шло его переустройство — это никак не зафиксировано. Кроме случайных разрозненных фотографий, никаких исторических материалов нет.
То же самое можно сказать о реконструкции улицы Горького, 1‑й Мещанской и других магистралей и площадей. Иначе говоря, у нас никто не заботится о создании истории, отображающей грандиозную переделку Москвы. Мне кажется, что это большое упущение и с ним надо как можно скорее покончить.
Историю реконструкции Москвы нужно показать серьезно, научно и культурно, так, чтобы она явилась подлинной историей социалистического зодчества
В Москве есть Коммунальный музей. В нем собраны материалы о благоустройстве города, но они мало показывают ту громадную работу, которая сейчас происходит. Поэтому на базе Коммунального музея, а также материалов, находящихся на постоянной строительной выставке, необходимо создать новый Музей реконструкции столицы.
В этом музее нужно сосредоточить все, что относится к старой и новой Москве. Здесь должен быть собран материал об историческом развитии города с древних времен и его реконструкции. На эти темы есть немало всевозможных материалов: планы, эскизы, гравюры, чертежи, макеты, модели и т. д. Их надо только собрать, дополнить и объединить в новом музее.
Этот же музей должен заняться научной работой по созданию истории реконструкции города, происходящей в настоящее время. Важно, чтобы все это дело находилось в надежных руках и было приведено в единую стройную систему».
Никакого заметного эффекта публикация не возымела, и, очевидно, в подкрепление высказанных Н. Я. Колли мыслей полгода спустя П. Н. Миллер выступил со статьей «Создадим музей города Москвы». Историко‑краеведческий контекст статьи Петра Николаевича настолько важен, что мы перепечатываем ее практически полностью:
«Давно назревший вопрос о Музее города Москвы, так своевременно поднятый доктором архитектуры проф. Н. Я. Колли в его письме в “Рабочую Москву” от 16 августа 1938 г., близок к разрешению. Культурно‑массовый сектор Моссовета предложил реорганизовать находящийся в ведении Моссовета Московский коммунальный музей (Музей городского хозяйства) в Музей города Москвы.
Московский коммунальный музей представляет собой солидную базу для организации Музея города Москвы. Экспозиция музея построена на основе материалов по реконструкции Москвы. Несмотря на маленькое и не приспособленное для музея помещение (бывшая церковь против Государственного политехнического музея), Коммунальный музей показывает на картинах, моделях, макетах, планах, схемах, и пр. все виды нашего городского хозяйства.
В вводном отделе сосредоточены материалы, раскрывающие схему построения всей музейной экспозиции. В этом отделе дана общая характеристика основных этапов исторического развития Москвы за восемь веков ее существования и характеристика современной Москвы как политического, экономического и культурного центра СССР. Показ расцвета Москвы — столицы Советского социалистического государства — конечно, неразрывно связан со Сталинской Конституцией.
Экспозиция вводного отдела рисует руководящую роль товарища Сталина, московской большевистской организации и Моссовета в строительстве красной столицы. Экспозиция построена на противопоставлении Москвы социалистической Москве феодальной, Москве капиталистической. Этот метод особенно выпукло демонстрирует развитие города и тот исторический путь, который прошла красная Москва. В первой части вводного отдела показана современная Москва — столица социалистического государства, во второй — история Москвы от возникновения (XII век) до Великой Октябрьской социалистической революции.
Экспозиция первой части вводного отдела опирается на следующие документы: 1) Июньский пленум ЦК ВКП(б) — 1931 г., 2) речь товарища Сталина на XVII съезде ВКП(б) — 1934 г., 3) цитаты из “Капитала” К. Маркса, посвященные капиталистическому городу, и 4) цитаты из выступлений Л. М. Кагановича на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 г., характеризующие социалистический город.
Хорошо иллюстрирован отдел музея “Планировка города Москвы”, где собраны старинные и современные чертежи, планы и обширный графический материал по реконструкции Москвы в узком смысле этого слова.
Ряд зал посвящен различным отделам городского хозяйства: водопроводу, канализации, освещению, жилищному строительству и пр. Однако в музее пока нет разделов, посвященных таким важным темам, как здравоохранение, народное образование и пр. При реорганизации Коммунального музея в Музей города эти отделы необходимо создать.
Экспозиция отделов не показывает всего имеющегося в Московском коммунальном музее разнообразного материала, накопленного им в течение своего сорокадвухлетнего существования. Этого материала много и в запаснике, и в фондах, разбросанных после вывода музея из Сухаревой башни в различных местах. Музей также обладает специальной фундаментальной библиотекой в 50 тысяч томов, находящейся в 7 км от музея, и фотолабораторией с обширной фототекой, помещающейся у Покровских ворот.
Как видим, материалов для организации нового Музея города Москвы много. Но это не значит, что Коммунальный музей настолько совершенен, что его остается только переименовать в Музей города Москвы. Над реконструкцией Коммунального музея придется много поработать, значительно пополнить экспозицию его вводного отдела, перестроить экспозицию основных отделов, собрать и обработать материалы для недостающих отделов...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru