Выставка «Азбука музея»
В 2008 году Музей истории Москвы получил новое официальное наименование — Государственное бюджетное учреждение культуры «Музейное объединение «Музей Москвы». Кроме переданного объединению в качестве основного здания комплекса Провиантских складов, оно на тот момент включало филиалы: Музей «Старый Английский двор», Музей археологии, Музей истории Лефортово, Музей русской усадебной культуры «Влахернское-Кузьминки» и Музей русской гармоники Альфреда Мирека.
Даты возведения Провиантских складов в разных источниках варьируются (1829–1831 или 1830–1835). Весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, крыши, желоба и водосточные трубы — в красный. До XX века Провиантские склады использовались как хранилище запасов продовольствия для расквартированных в Москве воинских подразделений. В начале столетия бытовало и другое название — «Интендантские склады». В ряде документов встречается еще одно — «Провиантские магазины» (см. ниже)
В 1917 году здания служили одним из пунктов обороны войск, верных Временному правительству. Мемориальная доска гласит: «Здесь в октябре 1917 года происходили бои Красной гвардии и солдат 193‑го пехотного запасного полка с юнкерами за захват Интендантских складов».
В начале 1930‑х годов территория и здания Провиантских складов были переданы Генштабу РККА для организации здесь автобазы. Историко‑архитектурный комплекс приспособили под гаражно‑хозяйственные нужды.
В 1948 году в процессе обследования выявились грубые нарушения в эксплуатации этого памятника, находящегося под охраной государства. Просьба Комитета по делам архитектуры при Совете министров СССР о выводе автобазы из Провиантских складов и об использовании их помещений по прямому назначению (как складских) не привели к желаемому результату. На рубеже 1940–1950‑х годов внутри зданий были сооружены железобетонные пандусы для легковых машин, а на территории в 1960–1970‑х годах — новые хозяйственные объекты.
В начале 1970‑х годов возник проект реконструкции района Хамовники, включавший в себя также реконструкцию комплекса для размещения в нем Музея Революции. Кроме приспособления исторических зданий, проект предусматривал их надстройку. Был объявлен архитектурный конкурс, так, однако, и не состоявшийся по причине сложности поставленной перед зодчими задачи; в 1980‑х годах лишь отреставрировали фасады трех корпусов.
В 1999 году Правительство Москвы достигло соглашения с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города. Взамен были выстроены новые гаражные комплексы в Крылатском и на Бережковской набережной. В 2005‑м рассматривались проекты приспособления складов под экспозиционные помещения Российской академии художеств, Дома фотографии, Центра современного искусства и Музея кино, но в итоге было принято решение передать их под основное здание Музея истории Москвы.
С 2007 года началась работа над проектом музеефикации ансамбля Провиантских складов. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 2035-РП от 8 сентября 2008 года «О разработке градостроительной документации реставрации объекта культурного наследия “Провиантские магазины”, регенерации прилегающей территории и создания условий для размещения музейного комплекса ГУК города Москвы “Музейное объединение “Музей Москвы” склады передавались музею по договору безвозмездного пользования федеральным недвижимым имуществом. Сотрудники предложили концепцию музейного освоения комплекса, расположенного по адресу: Зубовский бульвар, 2. Включенные в концепцию разделы содержали огромный научный и просветительский потенциал, накопленный коллективом за долгие годы, а также программу развития музея как оснащенного всеми видами новейшего технологического оборудования центра изучения города. Приведем некоторые пункты:
1. Миссия Музея Москвы в мегаполисе. Социальное и демографическое обоснование.
2. Экспозиционное пространство Музея Москвы. Современное технологическое обеспечение.
3. Создание Центра коллекций музея.
4. Программа комплектования и реставрации коллекций Музея Москвы до 2014 года.
5. Музей Москвы как форум социальных проектов.
6. Архитектурное пространство Музея Москвы. Инфраструктура в градостроительном контексте.
С 2008 года комплекс функционирует как модное городское выставочное пространство. В связи с тем, что оперативное приспособление Провиантских складов для нужд музея и строительство постоянной экспозиции оказалось невозможным, Музей Москвы компенсировал вынужденный «простой» активной научно‑исследовательской работой по созданию выставок на различных городских площадках.
Так, в 2009 году завершилась реконструкция Петровского путевого дворца, в ходе которой были восстановлены планировочные и интерьерные решения в соответствии с архивными материалами. Открытие дворца в качестве Дома приемов правительства Москвы состоялось 5 марта. В трех залах первого этажа разместилась созданная сотрудниками Музея Москвы небольшая экспозиция, посвященная истории этого архитектурного памятника.
4 сентября 2010 года в отреставрированном ранее (2009) павильоне «Рабочий и колхозница» был открыт музейно‑выставочный центр. На первом этаже располагалась экспозиция, подготовленная Музеем Москвы: история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах, рассказ об авторах — архитекторе Б. М. Иофане и скульпторе В. И. Мухиной.
В январе 2010 года в первом корпусе Провиантских складов начала работать выставка «Москва. ХХ век. Лица эпохи», явившаяся своеобразным итогом многолетней работы музея по комплектованию фондов личными архивами москвичей. Впервые были представлены вещи из домов известных горожан ХХ столетия — инженера В. Г. Шухова, архитектора Б. М. Иофана, легендарного танкиста Великой Отечественной войны С. Д. Гудзя, писателя А. А. Фадеева, поэта С. В. Михалкова, дирижера Е. Ф. Светланова, актрисы Н. В. Мордюковой, певицы Л. Г. Зыкиной и других.
В конце декабря 2011 года музей полностью переехал в комплекс Провиантских складов. В следующем году открылись две постоянные экспозиции, отражающие актуальный статус музея прежде всего как музея истории города, — «Древняя и средневековая Москва» и «Москва XIX — начала ХХ века».
Годом ранее Музей Москвы совместно с Музеем‑панорамой «Бородинская битва» осуществил в Манеже масштабный выставочный проект «Время незабвенное». В проекте приняли участие одиннадцать учреждений, в том числе Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Музей‑усадьба Останкино, Музей кино, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки, музеи Большого и Малого театров, а также киноконцерн «Мосфильм», Студия военных художников имени М. Б. Грекова, Военно‑историческая галерея, Ассоциация художников Российского дворянского собрания, Международная военно‑историческая ассоциация, другие творческие и образовательные организации.
В том же году была подготовлена концепция постоянной экспозиции «Москва с древнейших времен до наших дней», охватывавшей всю площадь историко‑архитектурного комплекса. В предисловии к концепции подводились итоги обширной междисциплинарной научной работы музея, перечислялись выставки и издания, в которых были апробированы включенные в концепцию темы: отношения власти и общества — «Город и власть», «Московская городская Дума: история и современность», «Московская благотворительность: спешите делать добро»; культурологические и этносоциальные проблемы — «Традиции и быт старой Москвы», «Время и вещи», «Москва — Мюнхен: исторические параллели», «Евреи в Москве», «Русские в Париже»; столичная функция Москвы — «Государство и столица»; новейшая история Москвы — «Мир после войны: созидание», «Москва — ХХ век. Лица эпохи», «Москва. Путь в XXI век»; популяризация коллекций музея — «Планы и карты Москвы», «Провожатый, указывающий путь (путеводители)», «Их лики время сохранило» (коллекция портретов москвичей)», «Москва, Москва, Москва» (образ города в художественных произведениях).
Темы исследований, проводимых сотрудниками Музея Москвы в 1990–2010 годах, разрабатывались не только в формате выставочной и издательской работы, но и при создании новых разделов экспозиций в филиалах музея. Например:
— «Освоение Москворечья в догородскую эпоху»;
— «Коллекция Музея истории города Москвы как источник исследования истории города (изучение, научное описание, введение в научный оборот)»;
— «Градоведческие аспекты истории Москвы: планировка, застройка, развитие городского хозяйства, топонимика, демография»;
— «История развития и деятельности городской власти, городского управления, самоуправления городских структур, функции столичного города»;
— «Социально‑экономическая, культурная и духовная жизнь Москвы»;
— «Усадебная культура Москвы конца XVIII — XIX веков. Садово‑парковое искусство как часть городской культуры»;
— «Москва в XX веке. Новейшая история и перспективное развитие города»;
— «Иностранные поселения: хронология и динамика развития, современная этносоциальная жизнь Москвы»;
— «Социокультурный аспект православия: традиции и современность»;
— «История бытования гармоники в Москве, создание и развитие язычковых инструментов»;
— «Изучение, систематизация и популяризация исторического и культурного наследия Москвы»;
— «Освоение нетрадиционных форм в методике и практике музейной работы»;
— «Интерпретация научно‑исторических музейных материалов в просветительской деятельности применительно к детской и юношеской аудитории».
Новая полномасштабная экспозиция «Москва с древнейших времен до наших дней», которой предстояло занять площадь в 3800 квадратных метров, была нацелена на показ всех многопрофильных коллекций музея — археологических, изобразительных, документальных, предметно‑бытовых, этнографических, нумизматических — и включала следующие разделы:
1. «Древнейшее прошлое московского края».
2. «Древний и средневековый город. XII–XVII века».
3. «Вторая столица Российской империи. XVIII — конец XIX века».
4. «Москва в XX веке. Десять лиц эпохи».
5. «Москва будущего. От мегаполиса к агломерации. XXI век».
С учетом того, что комплекс Провиантских складов еще не успели приспособить к размещению здесь музея, концепция подверглась переработке, и вместо одной в 2012 году открылись две постоянные экспозиции — «Древняя и средневековая Москва» и «Москва XIX — начала ХХ века».
21 мая 2013 года Генеральным директором Музейного объединения «Музей Москвы» назначается Алина Николаевна Сапрыкина.
В 2014 году в музее был организован отдел «Современная Москва». Начинается поиск инновационных направлений деятельности, свежих подходов к раскрытию исторической и текущей городской тематики. В частности, состоялся посвященный этому проектно‑аналитический семинар, программу которого предложила Лаборатория музейного проектирования. Темы определялись так: «Проблемы», «Ресурсы», «Цели и приоритеты», «Функциональная модель музея города». Участники рассматривали их с точки зрения будущей концепции музея: «музей истории», «музей образов Москвы», «музей людей», «музей городских территорий».
В 2015 году была разработана новая полидисциплинарная концепция развития Музея Москвы как современного музея города. Основную ее идею А. Н. Сапрыкина сформулировала следующим образом:
«Москва — город древний и вместе с тем все время новый: российская столица постоянно меняется, сохраняя при этом свое лицо, те неповторимые черты, которые формируют ее образ. Музей Москвы схож в этом с городом, которому посвящен: его история насчитывает без малого сто двадцать лет, и все эти годы музей претерпевал постоянные изменения. Менялись его название, содержание, коллекция и место пребывания; но главный его смысл оставался неизменным — это музей города, в котором мы живем, города, который мы любим.
Сегодня, когда музей работает над созданием новой постоянной экспозиции, нам снова приходится задавать себе вопросы, на которые по‑разному отвечали наши предшественники, — что такое Музей Москвы, о чем он должен разговаривать со своей аудиторией, в каких форматах и на каком языке этот разговор должен идти сегодня, как музей может успевать за постоянным процессом изменений и обновления, который происходит в нашем городе, в конце концов — что делает Москву Москвой? <…>
К каким бы результатам мы ни пришли в итоге, мы уверены, что главное в музее останется неизменным: Музей Москвы должен объединять людей, которым интересен наш город, вместе с ними изучать его прошлое и пытаться найти приметы будущего, открывать Москву для тех, кто оказался здесь впервые, и рассказывать новые истории об этом удивительном городе тем, кто давно его знает и любит. Именно в этом мы видим нашу миссию, смысл нашего музея, такого же старого и все время нового, как и город, о котором музей рассказывает, город, в котором мы все живем»...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru