Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.11.2021
Знакомьтесь: музей
800­ летие Москвы №12 (372) Декабрь 2021 Подписаться

Выставка «Реконструкция Москвы». Отдел подарков к 800-летию города. 1948 год. Фотография А.Б. Капустянского

Празднование юбилея Мос­квы носило общесоюзный характер. Изучение истории столицы получило статус государственной программы. Основная идея была следующей: «800 лет — это не столько историческая, сколько политическая дата. Советский период занимает в истории Москвы исключительное место»103. Официальные юбилейные тезисы свидетельствовали о произошедшем в общественном сознании повороте от краеведения к социально‑политической истории СССР.

Закреплению новой научной парадигмы способствовали труды видных историков — С. В. Бахрушина, М. Н. Тихомирова, С. К. Богоявленского, Н. М. Дружинина, А. М. Панкратовой, И. М. Разгона и других. Разумеется, экспозиция музея теперь должна была полностью соответствовать идеологически выверенной трактовке, утвержденной высокими партийными инстанциями, и с этой целью к созданию концепции привлекли ученых, представлявших Институт истории Академии наук, членов редколлегии многотомной академической «Истории Москвы»104. По понятным причинам в их число не попал сотрудник одного из отделов Моссовета П. В. Сытин, направивший свои предложения в комиссию по устройству юбилейной выставки еще 23 января 1945 года:

«К юбилею должна быть подготовлена выставка, всесторонне охватывающая все этапы 800‑летней исторической жизни Москвы. Стержнем должна быть историческая роль Москвы в разные эпохи в жизни страны, но каждая эпоха должна быть представлена на выставке во всем своеобразии как по содержанию, так и по внешнему оформлению. Для этого необходимо уже сейчас разработать и представить на утверждение Правительства программу выставки, ее научный и экспозиционный план, проект ее архитектурного и художественного оформления и привести в движение силы и материалы, которые будут участвовать в построении выставки: научные учреждения, библиотеки, музеи, картинные галереи, коллективы научных работников, писателей, художников, скульпторов и проч. По окончании выставки она должна послужить основой большого и достойного столицы СССР Музея города Москвы»105.

В рецензии на «Историю Москвы», написанной по заданию Моссовета, Петр Васильевич подчеркивал несоответствие содержания этого фундаментального издания как собственному предназначению, так и ожиданиям жителей столицы: «Институт истории АН СССР уже несколько лет пишет четырехтомную ”Историю Москвы” главным образом как политического, экономического и культурного центра страны, но локальной Москве уделяет мало внимания, тогда как для москвичей она наиболее интересна»106.

Очевидно, задача показать Москву «как политический, экономический и культурный центры страны» определила и содержание новой экспозиции МИРМ, которое категорически не укладывалось в представления П. В. Сытина о подлинно научной концепции, трактующей историю Москвы как города. Таким образом, участие Петра Васильевича в создании экспозиции исключалось, несмотря на то что его проект НИИ города Москвы, одним из подразделений которого должен был стать МИРМ с последующей трансформацией последнего в Музей истории Москвы, рассматривался на коллегиях различного уровня несколько раз и не встретил выраженного противодействия со стороны властей.

Тем не менее открывшаяся в 1947 году экспозиция впервые оказалась структурирована не по тематическим разделам, а по хронологическому принципу, и включала две основные темы: «История Москвы до Великого Октября» и «Москва социалистическая». Ее общая площадь составила 625 квадратных метра, располагалась она на двух этажах; в выставочном пространстве размещались 72 тематических подраздела, включавших свыше полутора тысяч предметов.

Раздел «История Москвы до Великого Октября» был посвящен общей истории города от XII до начала ХХ века. Здесь демонстрировались наиболее ценные экспонаты — графические и живописные произведения А. М. Васнецова, планы и карты XVIXIX столетий, графика XIX века, предметы быта и коллекция фарфора из собрания Государственного исторического музея, коллекция вятичских предметов быта (XII век) из собрания Музея антропологии.

Раздел «Москва социалистическая» знакомил с итогами реализации планов реконструкции города, раскрывал роль Москвы в достижении победы над фашистской Германией, демонстрировал результаты послевоенного строительства. В этом разделе, наряду с прочим, были представлены витраж «Взятие Кремля в 1917 году», карта «Исторические ленинские места в Москве», электрическая карта‑схема «Битва за Москву».

Экспозиция получила ряд положительных отзывов в прессе107, но преобладание в ней плоскостного и копийного материала (карты, схемы, планы застройки, диаграммы, газетные вырезки, письма), пестрота и перегруженность экспозиционного пространства вынудили самих авторов — членов ученого совета музея — признать ее временной, лабораторной относительно экспозиции будущего Музея истории Москвы, в скором создании которого никто не сомневался.

Параллельно с экспозицией в МИРМ Моссовет открыл выставку «Рекон­струкция Москвы» в пространстве бывшего ресторана «Яр» на Ленинградском шоссе, 42, которая воспринималась как часть общего экспозиционного проекта. Выставка рассказывала о формировании и современном состоянии различных отраслей городского хозяйства Москвы, включая строительство и архитектуру. В специальном разделе демонстрировались многочисленные официальные подарки городу к юбилею. В феврале 1948 года помещение «Яра» вместе с выставкой было передано МИРМ в качестве филиала108.

Подготовка к юбилею включала и целый комплекс просветительских мероприятий. Существенный вклад в дело привлечения внимания москвичей к истории города внес П. В. Сытин. В 1946–1948 годах газета «Вечерняя Москва» опубликовала цикл статей ученого, представлявший собой в совокупности популярную версию изданной ранее книги «Прошлое Москвы в названиях улиц» (М., 1946). Следом вышли еще две монографии — «По старой и новой Москве» (М., 1947) и «Из истории московских улиц» (М., 1948)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (372) Декабрь 2021 В этом выпуске :
Нижегородская художественно­промышленная выставка 1896 года К 125-летию Музея Москвы
Музей московского городского хозяйства К 125-летию Музея Москвы
Музей коммунального хозяйства (Московский коммунальный музей Моссовета) К 125-летию Музея Москвы
Коммунальный музей и Сухарева башня К 125-летию Музея Москвы
Музей истории и реконструкции Москвы К 125-летию Музея Москвы
800­ летие Москвы К 125-летию Музея Москвы
От Музея истории и реконструкции Москвы к Музею истории Москвы К 125-летию Музея Москвы
Музей истории Москвы К 125-летию Музея Москвы
«Музейное объединение «Музей Москвы». Провиантские склады К 125-летию Музея Москвы
Музей Москвы: выставки и события 2019–2021 годов К 125-летию Музея Москвы