Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Первый поезд на Покровском радиусе. Станция «Курская». 1938 год. Фотография В.П. Гребнева
Очерки истории Московского метрополитена №8 (368) Август 2021 Подписаться

Пробный поезд. односводчатая безопорная станция 1938 год. Фотография Л.А. Великжанина

Официальное открытие Московского метрополитена вылилось в трехдневные торжества. Главные деятели стройки получили высокие награды. Хрущев, Старостин и Шаширин оказались в числе 37 лиц, удостоенных ордена Ленина. Ротерт получил орден Красной Звезды. Орденами Красного Знамени и Почетными грамотами ЦИК СССР наградили десятки рабочих-ударников, инженеров, архитекторов. Высшей почести удостоился «главный прораб» — Каганович: его имя было присвоено Московскому метрополитену.

14 мая на торжественном заседании в Колонном зале Дома Союзов Сталин выступил с речью, впервые транслировавшейся по радио. Каганович в своем эмоциональном выступлении заявил: «На примере наших крупных строек — Днепростроя, Магнитостроя, Кузбасса, Метростроя и сотен других — очевидно, что новый правящий класс, класс пролетариев, уже перестал быть грязным и некультурным. <…> Социалистическое государство может позволить себе архитектурное сооружение, которое стоит дороже, но зато обеспечивает населению удобство, лучшее самочувствие и художественное удовольствие».

Следующий день, 15 мая 1935 года, стал официальным днем рождения Московского метрополитена: в 6 часов 50 минут двери станций распахнулись для пассажиров, и началось регулярное движение поездов. Первым купил билет в кассе мастер завода «Красный пролетарий» Латышев. Всего за тот памятный день метрополитен перевез 350 тысяч пассажиров. На улицах гремела музыка, над городом кружил гигантский агитационный самолет «Максим Горький» (всего через несколько дней машина разобьется в страшной катастрофе вместе со всеми пассажирами и экипажем).

16 июня торжества продолжились. С самого утра до позднего вечера колонны демонстрантов проходили по улице Горького (Тверской). С балкона Моссовета их приветствовали Хрущев и Булганин.

Как мы помним, на заре строительства предполагалось к концу 1935 года проложить 58,4 километра линий метро. Построить в рамках первой очереди удалось лишь 11,3 километра. Линия, названная Кировской в честь недавно погибшего партийного лидера, вместе с Арбатским ответвлением включала в себя 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская».

Пуск первой очереди метро не переломил в одночасье тяжелую транспортную ситуацию в Москве. В 1935 году подземка перевезла 41 миллион пассажиров, в то время как трамвай — без малого 2 миллиарда. Но это оказалось судьбоносным началом. Столица получила мощнейший ресурс развития. Пожалуй, именно с данного момента просто большой растущий город стал превращаться в современный мегаполис. Первая, экспериментальная очередь определила вектор дальнейшего совершенствования метрополитена, на ней были найдены и обкатаны его основные технические и архитектурно-художественные решения, родилась легенда и всемирная слава московского метро...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект