Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
12 августа 1928 года

Открылся Парк культуры и  отдыха, которому в  1932  году присвоили имя Максима Горького — в честь 40‑летия литературной и общественной деятельности писателя.

18 августа 1960 года

Появился указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении городской черты...». В  результате в состав столицы вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и  Тушино, а также рабочие, дачные поселки и  сельские населенные пункты Московской области в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги.

19 августа 1870 года

Родился промышленник, коллекционер западноевропейской и  русской живописи и скульптуры Михаил Абрамович Морозов (ум. 1903). Он был одним из первых почитателей таланта М.А. Врубеля, картины которого «Гадалка», «Сирень», «Царевна-Лебедь», панно «Фауст и Маргарита в саду» приобрел для своей коллекции.

20 августа 1930 года

Создан Московский авиационный институт.

23 августа 1955 года

Академия архитектуры СССР в ходе кампании по борьбе с «архитектурными излишествами» подверглась ликвидации. На ее базе основали Академию строительства и архитектуры СССР, расформированную в августе 1964 года.

30 августа 1918 года

На заводе Михельсона в Замоскворечье эсерка Фанни Каплан совершила покушение на В.И. Ленина. На этом месте позже был установлен памятник.

30 августа 2007 года

На Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена открылась станция «Трубная». Оформление станции отражает тему древнерусской архитектуры. Между колоннами установлено двенадцать витражей с  изображениями старинных городов и сел России: Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Первый поезд на Покровском радиусе. Станция «Курская». 1938 год. Фотография В.П. Гребнева
Очерки истории Московского метрополитена №8 (368) Август 2021 Подписаться

Пробный поезд. односводчатая безопорная станция 1938 год. Фотография Л.А. Великжанина

Официальное открытие Московского метрополитена вылилось в трехдневные торжества. Главные деятели стройки получили высокие награды. Хрущев, Старостин и Шаширин оказались в числе 37 лиц, удостоенных ордена Ленина. Ротерт получил орден Красной Звезды. Орденами Красного Знамени и Почетными грамотами ЦИК СССР наградили десятки рабочих-ударников, инженеров, архитекторов. Высшей почести удостоился «главный прораб» — Каганович: его имя было присвоено Московскому метрополитену.

14 мая на торжественном заседании в Колонном зале Дома Союзов Сталин выступил с речью, впервые транслировавшейся по радио. Каганович в своем эмоциональном выступлении заявил: «На примере наших крупных строек — Днепростроя, Магнитостроя, Кузбасса, Метростроя и сотен других — очевидно, что новый правящий класс, класс пролетариев, уже перестал быть грязным и некультурным. <…> Социалистическое государство может позволить себе архитектурное сооружение, которое стоит дороже, но зато обеспечивает населению удобство, лучшее самочувствие и художественное удовольствие».

Следующий день, 15 мая 1935 года, стал официальным днем рождения Московского метрополитена: в 6 часов 50 минут двери станций распахнулись для пассажиров, и началось регулярное движение поездов. Первым купил билет в кассе мастер завода «Красный пролетарий» Латышев. Всего за тот памятный день метрополитен перевез 350 тысяч пассажиров. На улицах гремела музыка, над городом кружил гигантский агитационный самолет «Максим Горький» (всего через несколько дней машина разобьется в страшной катастрофе вместе со всеми пассажирами и экипажем).

16 июня торжества продолжились. С самого утра до позднего вечера колонны демонстрантов проходили по улице Горького (Тверской). С балкона Моссовета их приветствовали Хрущев и Булганин.

Как мы помним, на заре строительства предполагалось к концу 1935 года проложить 58,4 километра линий метро. Построить в рамках первой очереди удалось лишь 11,3 километра. Линия, названная Кировской в честь недавно погибшего партийного лидера, вместе с Арбатским ответвлением включала в себя 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская».

Пуск первой очереди метро не переломил в одночасье тяжелую транспортную ситуацию в Москве. В 1935 году подземка перевезла 41 миллион пассажиров, в то время как трамвай — без малого 2 миллиарда. Но это оказалось судьбоносным началом. Столица получила мощнейший ресурс развития. Пожалуй, именно с данного момента просто большой растущий город стал превращаться в современный мегаполис. Первая, экспериментальная очередь определила вектор дальнейшего совершенствования метрополитена, на ней были найдены и обкатаны его основные технические и архитектурно-художественные решения, родилась легенда и всемирная слава московского метро...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект