Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Первый поезд на Покровском радиусе. Станция «Курская». 1938 год. Фотография В.П. Гребнева
Очерки истории Московского метрополитена №8 (368) Август 2021 Подписаться

Пробный поезд. односводчатая безопорная станция 1938 год. Фотография Л.А. Великжанина

Официальное открытие Московского метрополитена вылилось в трехдневные торжества. Главные деятели стройки получили высокие награды. Хрущев, Старостин и Шаширин оказались в числе 37 лиц, удостоенных ордена Ленина. Ротерт получил орден Красной Звезды. Орденами Красного Знамени и Почетными грамотами ЦИК СССР наградили десятки рабочих-ударников, инженеров, архитекторов. Высшей почести удостоился «главный прораб» — Каганович: его имя было присвоено Московскому метрополитену.

14 мая на торжественном заседании в Колонном зале Дома Союзов Сталин выступил с речью, впервые транслировавшейся по радио. Каганович в своем эмоциональном выступлении заявил: «На примере наших крупных строек — Днепростроя, Магнитостроя, Кузбасса, Метростроя и сотен других — очевидно, что новый правящий класс, класс пролетариев, уже перестал быть грязным и некультурным. <…> Социалистическое государство может позволить себе архитектурное сооружение, которое стоит дороже, но зато обеспечивает населению удобство, лучшее самочувствие и художественное удовольствие».

Следующий день, 15 мая 1935 года, стал официальным днем рождения Московского метрополитена: в 6 часов 50 минут двери станций распахнулись для пассажиров, и началось регулярное движение поездов. Первым купил билет в кассе мастер завода «Красный пролетарий» Латышев. Всего за тот памятный день метрополитен перевез 350 тысяч пассажиров. На улицах гремела музыка, над городом кружил гигантский агитационный самолет «Максим Горький» (всего через несколько дней машина разобьется в страшной катастрофе вместе со всеми пассажирами и экипажем).

16 июня торжества продолжились. С самого утра до позднего вечера колонны демонстрантов проходили по улице Горького (Тверской). С балкона Моссовета их приветствовали Хрущев и Булганин.

Как мы помним, на заре строительства предполагалось к концу 1935 года проложить 58,4 километра линий метро. Построить в рамках первой очереди удалось лишь 11,3 километра. Линия, названная Кировской в честь недавно погибшего партийного лидера, вместе с Арбатским ответвлением включала в себя 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская».

Пуск первой очереди метро не переломил в одночасье тяжелую транспортную ситуацию в Москве. В 1935 году подземка перевезла 41 миллион пассажиров, в то время как трамвай — без малого 2 миллиарда. Но это оказалось судьбоносным началом. Столица получила мощнейший ресурс развития. Пожалуй, именно с данного момента просто большой растущий город стал превращаться в современный мегаполис. Первая, экспериментальная очередь определила вектор дальнейшего совершенствования метрополитена, на ней были найдены и обкатаны его основные технические и архитектурно-художественные решения, родилась легенда и всемирная слава московского метро...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект