Комитет по сооружению Свято-Сергиевского подворья в Париже. Сидят слева направо: Л.Н. Липеровский, архимандрит Иоанн, митрополит Евлогий (Георгиевский), князь Б.А. Васильчиков, П.А. Вахрушев, князь Г.Н. Трубецкой, Г.Г. Кульман. Стоят слева направо: Т.А. Аметистов, И.В. Никаноров, Н.Т. Каштанов, М.М. Осоргин, Н.И. Шидловский, А.К. Бутенев, Е.П. Ковалевский. Около 1925 года. Из книги: Свято-Сергиевское подворье в Париже. СПб.; Париж, 1999. С. 150
Трагедии отечественной истории ХХ века прямо затронули семью, к которой я имею честь принадлежать. Нас развеяло от рвов Бутовского полигона в Москве до русских крестов на кладбище Батиньоль в Париже, где в одной из могил покоится Николай Тимофеевич Каштанов. До недавнего времени это имя было известно лишь узкому кругу специалистов, изучающих социально-экономическую историю России рубежа XIX–XX веков. После 1917 года Н. Т. Каштанов — крупный московский предприниматель — оказался во Франции, а на родине его ждало забвение.
Сегодня происходит долгожданное возвращение: в начале 2021 года Общественный издательский центр «Краеведение» выпустил книгу «В России и в эмиграции. Воспоминания Николая Тимофеевича Каштанова (1874–1950), предпринимателя и общественного деятеля». Книга включает в себя мемуары Н. Т. Каштанова, написанные в 1942 году в оккупированном Париже (рукопись под названием «О суконном фабриканте Николае Тимофеевиче Каштанове и его торгово-промышленной, финансовой и общественной деятельности как в России, так и за границей, в эмиграции» хранится в Бахметевском архиве русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета), а также биографический очерк об авторе и редакционное предисловие. Текст воспоминаний снабжен обширным комментарием и указателями. Дальнейшее повествование основано на этом издании; список других источников прилагается в конце статьи.
* * *
В воспоминаниях суконного фабриканта Н. Т. Каштанова отображена жизнь целого поколения русских предпринимателей, обеспечивших стремительный промышленный подъем страны на рубеже XIX–XX веков и ставших свидетелями и участниками революционных потрясений. Личность и судьба Николая Тимофеевича во многом типичны для этого поколения. Он чувствовал и ценил свою глубинную укорененность в русской почве, в предках — крестьянах, некогда старообрядцах, происходивших из старинного села Хатунь неподалеку от Серпухова.
Его дед, Иван Васильевич, в начале XIX столетия владел вместе с братом Яковом небольшим суконным заведением, унаследованным от отца. Вскоре И. В. Каштанов переселился в село Подмоклое (ныне — Подмоклово) на Оке напротив Серпухова и начал производить сукно здесь, даже завел паровую машину. Свою фабричку он передал следующему поколению Каштановых. Один из его сыновей, Леонтий, отправился в Москву вести торговую часть семейного предприятия. Дела шли успешно, Леонтия причислили к московскому купечеству. Особняк и лавка Л. И. Каштанова до сих пор сохранились на Малой Ордынке (дом 35) близ храма Великомученицы Екатерины, старостой которого Леонтий Иванович долгое время являлся...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru