Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
12 августа 1928 года

Открылся Парк культуры и  отдыха, которому в  1932  году присвоили имя Максима Горького — в честь 40‑летия литературной и общественной деятельности писателя.

18 августа 1960 года

Появился указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении городской черты...». В  результате в состав столицы вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и  Тушино, а также рабочие, дачные поселки и  сельские населенные пункты Московской области в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги.

19 августа 1870 года

Родился промышленник, коллекционер западноевропейской и  русской живописи и скульптуры Михаил Абрамович Морозов (ум. 1903). Он был одним из первых почитателей таланта М.А. Врубеля, картины которого «Гадалка», «Сирень», «Царевна-Лебедь», панно «Фауст и Маргарита в саду» приобрел для своей коллекции.

20 августа 1930 года

Создан Московский авиационный институт.

23 августа 1955 года

Академия архитектуры СССР в ходе кампании по борьбе с «архитектурными излишествами» подверглась ликвидации. На ее базе основали Академию строительства и архитектуры СССР, расформированную в августе 1964 года.

30 августа 1918 года

На заводе Михельсона в Замоскворечье эсерка Фанни Каплан совершила покушение на В.И. Ленина. На этом месте позже был установлен памятник.

30 августа 2007 года

На Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена открылась станция «Трубная». Оформление станции отражает тему древнерусской архитектуры. Между колоннами установлено двенадцать витражей с  изображениями старинных городов и сел России: Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Труды и дни
Автор: Анна Викторовна Ельцова
Эскизы декораций к неустановленным спектаклям. 1910–1920 годы
Реформатор московского балета №8 (368) Август 2021 Подписаться

Балет «Лебединое озеро». Постановка А.А. Горского. 1901 год

Он родился под Петербургом в Стрельне в семье скромного бухгалтера. Отец хотел отдать сына в коммерческое училище, но судьба распорядилась иначе. Однажды сестра Вера взяла с собой Александра на вступительные экзамены в Театральное училище. Комиссия обратила внимание на его природные данные и предложила учиться балету. Александр принял лестное предложение и не прогадал. Уже на второй год за достигнутые успехи он был переведен на казенное обучение.

Окончив училище (1889), Горский поступил в Мариинский театр — как и большинство выпускников, в качестве артиста кордебалета. Вскоре талантливый молодой танцовщик привлек к себе внимание балетмейстеров и критиков. «На нашей балетной сцене <…> появляются превосходные танцовщики, — писал известный петербургский критик Н. М. Безобразов. — Так и в “Лебедином озере” обратил на себя внимание полетами и пируэтами г. Горский». Обычно скупой на похвалы Мариус Петипа, увидев Александра в балете «Волшебные пилюли», не удержался и воскликнул на своем ломаном русском: «Прелесс!»

Горский работал много и увлеченно, уверенно продвигаясь в балетной табели о рангах. Довольно быстро ему стали поручать сольные партии. За десять лет службы в театре он опередил своих товарищей по выпуску и, возможно, достиг бы положения ведущего танцовщика. Однако его интересовала не только исполнительская деятельность. Ему хотелось изучать искусство танца изнутри, преподавать, создавать собственные балеты.

Еще в училище Горский увлекся новой тогда системой записи танца по методу В. И. Степанова, которая основывалась на обозначении хореографических движений нотами. С помощью нее Александр Алексеевич записывал, а затем копировал балеты М. Петипа. На партитуре поставленного таким образом спектакля «Клоринда» значилось: «Первый опыт кабинетной работы в области хореографического искусства». Правда, вскоре Горский убедился в необходимости индивидуального подхода к каждому артисту, что практически исключалось при простом следовании записи танца.

В 1896 году Горский начал преподавать в Петербургском театральном училище. Он любил работать с молодежью, а молодые люди охотно принимали его предложения стать героями новых постановок. В числе учеников Александра Алексеевича была Тамара Платоновна Карсавина — будущая звезда дягилевских «Русских сезонов». Позже она вспоминала: «Я занималась в среднем классе Горского. Мой учитель был молод и мыслил современно. Владевший им дух оппозиции часто заставлял его атаковать перед нами недвижные каноны хореографии. Нас покоряло его пылкое желание исследовать еще не известные возможности танца».

На Александра Алексеевича обратил внимание новый управляющий Императорских театров В. А. Теляковский и в 1898 году командировал его в Москву для переноса балета Петипа «Спящая красавица» на сцену Большого театра. Культурная жизнь Первопрестольной тогда переживала подъем. Появлялись новые имена в живописи, музыке, драматическом театре, и лишь балет существовал, что называется, по старинке, не приемля новых веяний. Труппа Большого переживала кризис в отсутствие талантливого балетмейстера, и основной задачей Горского стало повышение исполнительского уровня артистов, борьба с рутиной, внедрение новых подходов к постановкам.

«Спящую красавицу» Александр Алексеевич смог довести до премьеры в рекордные сроки. Репетиции начались 30 ноября 1898 года, а первый показ состоялся 17 января 1899-го. Тем не менее признанный в Петербурге шедевр Петипа в Москве восторгов не снискал. Хвалили декорации А. Ф. Гельцера и машинерию К. Вальца, уверенное исполнение Л. А. Рославлевой партии Авроры и актерскую игру В. Ф. Гельцера в роли феи Карабос. В целом сочетание сказки с балетом сочли анахронизмом. Балет «Раймонда» того же Петипа, перенесенный на сцену Большого театра через год, вызвал аналогичную реакцию. Горский и сам понимал, что копирование петербургских образцов для Москвы не подходит...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект