Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Труды и дни Автор: Анна Викторовна Ельцова
Эскизы декораций к неустановленным спектаклям. 1910–1920 годы
Реформатор московского балета №8 (368) Август 2021 Подписаться

Балет «Лебединое озеро». Постановка А.А. Горского. 1901 год

Он родился под Петербургом в Стрельне в семье скромного бухгалтера. Отец хотел отдать сына в коммерческое училище, но судьба распорядилась иначе. Однажды сестра Вера взяла с собой Александра на вступительные экзамены в Театральное училище. Комиссия обратила внимание на его природные данные и предложила учиться балету. Александр принял лестное предложение и не прогадал. Уже на второй год за достигнутые успехи он был переведен на казенное обучение.

Окончив училище (1889), Горский поступил в Мариинский театр — как и большинство выпускников, в качестве артиста кордебалета. Вскоре талантливый молодой танцовщик привлек к себе внимание балетмейстеров и критиков. «На нашей балетной сцене <…> появляются превосходные танцовщики, — писал известный петербургский критик Н. М. Безобразов. — Так и в “Лебедином озере” обратил на себя внимание полетами и пируэтами г. Горский». Обычно скупой на похвалы Мариус Петипа, увидев Александра в балете «Волшебные пилюли», не удержался и воскликнул на своем ломаном русском: «Прелесс!»

Горский работал много и увлеченно, уверенно продвигаясь в балетной табели о рангах. Довольно быстро ему стали поручать сольные партии. За десять лет службы в театре он опередил своих товарищей по выпуску и, возможно, достиг бы положения ведущего танцовщика. Однако его интересовала не только исполнительская деятельность. Ему хотелось изучать искусство танца изнутри, преподавать, создавать собственные балеты.

Еще в училище Горский увлекся новой тогда системой записи танца по методу В. И. Степанова, которая основывалась на обозначении хореографических движений нотами. С помощью нее Александр Алексеевич записывал, а затем копировал балеты М. Петипа. На партитуре поставленного таким образом спектакля «Клоринда» значилось: «Первый опыт кабинетной работы в области хореографического искусства». Правда, вскоре Горский убедился в необходимости индивидуального подхода к каждому артисту, что практически исключалось при простом следовании записи танца.

В 1896 году Горский начал преподавать в Петербургском театральном училище. Он любил работать с молодежью, а молодые люди охотно принимали его предложения стать героями новых постановок. В числе учеников Александра Алексеевича была Тамара Платоновна Карсавина — будущая звезда дягилевских «Русских сезонов». Позже она вспоминала: «Я занималась в среднем классе Горского. Мой учитель был молод и мыслил современно. Владевший им дух оппозиции часто заставлял его атаковать перед нами недвижные каноны хореографии. Нас покоряло его пылкое желание исследовать еще не известные возможности танца».

На Александра Алексеевича обратил внимание новый управляющий Императорских театров В. А. Теляковский и в 1898 году командировал его в Москву для переноса балета Петипа «Спящая красавица» на сцену Большого театра. Культурная жизнь Первопрестольной тогда переживала подъем. Появлялись новые имена в живописи, музыке, драматическом театре, и лишь балет существовал, что называется, по старинке, не приемля новых веяний. Труппа Большого переживала кризис в отсутствие талантливого балетмейстера, и основной задачей Горского стало повышение исполнительского уровня артистов, борьба с рутиной, внедрение новых подходов к постановкам.

«Спящую красавицу» Александр Алексеевич смог довести до премьеры в рекордные сроки. Репетиции начались 30 ноября 1898 года, а первый показ состоялся 17 января 1899-го. Тем не менее признанный в Петербурге шедевр Петипа в Москве восторгов не снискал. Хвалили декорации А. Ф. Гельцера и машинерию К. Вальца, уверенное исполнение Л. А. Рославлевой партии Авроры и актерскую игру В. Ф. Гельцера в роли феи Карабос. В целом сочетание сказки с балетом сочли анахронизмом. Балет «Раймонда» того же Петипа, перенесенный на сцену Большого театра через год, вызвал аналогичную реакцию. Горский и сам понимал, что копирование петербургских образцов для Москвы не подходит...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект