Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Записки москвоведа
Автор: Денис Петрович Дроздов
Доходный дом Малышева. Современная фотографии О.П. Ануриной
Здесь жили художники… №8 (368) Август 2021 Подписаться

Л.А. Бруни с детьми. Фотография 1932 года

В середине XVIII столетия владение принадлежало представителю древнего дворянского рода полковнику Федору Никитичу Елагину, проживавшему с семьей на Космодамианской улице (так называлась Большая Полянка в XVIXVIII веках). В 1761 году усадьба перешла к его сыну — лейб-гвардии капитан-поручику Александру Федоровичу Елагину. В то время застройка была деревянной и состояла из жилого дома на красной линии улицы, двух флигелей, расположенных вдоль переулков, и нескольких хозяйственных корпусов для размещения конюшни, каретного сарая и погребов. У западной границы двора рос небольшой сад. В 1792 году наследники Александра Федоровича продали землю со всеми строениями капитанше Анне Петровне Лавровой.

До наполеоновского нашествия здесь сменилось еще два хозяина — князь Павел Иванович Мещерский и майор Петр Иванович Протасьев. После них владение досталось капитану Александру Васильевичу Гвоздеву. В пожаре 1812 года усадьба сгорела, и после изгнания французов ее разделили на три самостоятельных участка, вскоре застроенных. Дома оставались преимущественно деревянными на каменных подклетах, не отличались богатым внешним убранством и имели характерные для ампирной Москвы мезонины.

Участок, выходивший к Большому Спасскому (ныне 1-й Спасоналивковский) переулку, занимала Наталья Михайловна Коноплина, противоположный угловой числился за титулярным советником Кириллом Егоровичем Красновым, третий, в Шапочном (ныне 2-й Спасоналивковский) переулке, — за титулярным советником Александром Петровичем Марковым. Сын последнего, Дмитрий Александрович, служивший губернским секретарем и повытчиком (делопроизводителем) сенатского казначейства, вышел в отставку с чином надворного советника.

В середине XIX столетия дворян среди жителей квартала не осталось. Участки переходили в руки купцов и мещан, становились доходными. Так, с 1845 по 1882 год бывшая усадьба Коноплиной принадлежала потомственным почетным гражданам Зевакиным — братьям Николаю Андреевичу и Ивану Андреевичу.

В 1855 году участок Краснова на углу Большой Полянки и Шапочного переулка приобрел сын живописца Василия Андреевича Тропинина Арсений. Они вдвоем поселились в скромном одноэтажном особнячке, где знаменитый портретист провел последние два года трудной, насыщенной событиями жизни. Тропинин перебрался на Большую Полянку с Волхонки после кончины супруги. Арсений Васильевич (недавно тоже получивший звание неклассного художника), как мог, пытался утешить скорбящего вдовца, заботливо обустраивая домашний быт.

Скульптор Н. А. Рамазанов, навестивший друга незадолго до его смерти, вспоминал: «Сыновья любовь убрала новоселье почтенного старца множеством цветов и деревьев, в клетках чирикали и пели птички, поскакивая с жердочки на жердочку; в просторных и уютных комнатах, украшенных сверху донизу произведениями кисти славного художника, все имели спокойный, веселый вид. Я заметил это Василию Андреевичу, но он, тяжело вздохнув, сказал мне: “Нет, не говорите этого; вот старуха моя умерла...” Видно было, что маститый художник, чувствуя уже истощение сил, тихо грустил о невозвратном. Упомянув же еще раз о своей многолюбимой жене, он заключил, что и ему пора за нею на покой и что птички, хотя все-таки хорошо поют, но его уже более не занимают»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект