Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Даты, события, факты
Автор: Михаил Сергеевич Дроздов
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы №8 (368) Август 2021 Подписаться

Великомученица Варвара почиталась на Руси как покровительница торговли, поэтому церковь в ее честь москвичи возвели в 1514 году в самом сердце городского торжища. Отсюда и название улицы — Варварка. Вскоре (1547) между Варваркой и Ильинкой был построен Гостиный двор. На рубеже XVIIIXIX веков появились новые храм Великомученицы Варвары (архитектор Р. Р. Казаков) и Гостиный двор (архитектор Д. Кваренги).

Купеческая сущность улицы проявлялась и в именах домовладельцев. В конце XIX — начале XX века особняки на Варварке принадлежали Перловым, Алексеевым, Морозовым, Барановым, Армандам, Варваринскому акционерному обществу (учредители — Лепешкины и Шамшины), Московскому купеческому обществу… В двух шагах отсюда находились биржа, банки на Ильинке, «Боярский двор» на Старой площади и огромный «Деловой двор» Н. А. Второва на площади Варварские Ворота (ныне — Славянская).

За послевоенные десятилетия здесь очень многое снесли. Пощадили церкви — Варваринскую и Георгиевскую на Псковской горке. Их закрыли в 1930-х годах, а в 1970-х отреставрировали и передали Всесоюзному обществу охраны памятников истории и культуры. В Варваринской размещалось Московское областное отделение ВООПИиК, в Георгиевской — выставочный зал общества. Именно там 30 лет назад состоялась выставка «Москва купеческая», о которой я и хотел бы сегодня рассказать.

* * *

Живя на землях, некогда входивших в состав Богородского уезда — исконного фабрично-купеческого края, мы с друзьями в середине 1970-х годов занялись исследованием истории местного и московского предпринимательства. Начали, конечно, с меценатов и коллекционеров — Морозовых, Щукиных, Бахрушиных, Мамонтовых, Третьяковых. Потом заинтересовались бытом этого сословия, тонкостями торговли тех лет, производством.

Профессиональные историки в ту пору купечество специально не изучали, делая исключение лишь для тех, кто помогал революции (С. Т. Морозов, Н. П. Шмит). Эту тему в Москве поднимали в основном люди, не имевшие исторического образования — такие, как А. П. Линьков и М. И. Чуванов. Мы примкнули к ним.

Идея выставки родилась у меня и моего друга Михаила Валентиновича Золотарева в 1990 году после неоднократно прочитанного цикла лекций по истории купеческой благотворительности и меценатства в разных учреждениях Москвы и Московской области. Непосредственно выставке предшествовали наши лекции в Центральном доме пропаганды ВООПИиК в Знаменском соборе на той же Варварке. После одного из вечеров Наталья Вениаминовна Иванова, заведующая библиотекой общества, сказала: «А чего бояться, давайте теперь выставку устроим!»

Толчком к выбору названия послужила переизданная тогда книга П. А. Бурышкина «Москва купеческая», впервые увидевшая свет в Нью-Йорке (1954). Само же словосочетание ввел в оборот еще в XIX веке писатель П. Д. Боборыкин. На одном из первых собраний потомков московских купцов мы рассказали о нашей идее. Нас поддержали. Принявшись за дело, мы начали отбирать из фотоархива М. В. Золотарева то, что соответствовало задуманной концепции. Михаил Валентинович стоически печатал снимки в большом формате, проявляя их в ванной комнате.

Но многого нам сделать не удалось бы, не подоспей на помощь наш друг Евгений Николаевич Маслов — директор Ногинского реставрационно-строительного кооператива «Ризалит». Он изготовил стенды, выделил помещение в реставрируемой им тогда Тихвинской церкви. Знакомый художник В. А. Беляев взялся за разработку общей композиции и оформление щитов. Готовые стенды отвозили в Ногинский краеведческий музей, где режиссер-документалист Олег Колин произвел съемку для рекламного телевизионного ролика о выставке...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект