Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
29.09.2023
Наследие
Автор: Мария Владимировна Нащокина
Савва Иванович Мамонтов c участниками кружка в парке Абрамцево. 1883 год
«Вам Красота всю жизнь была девизом…» №10 (394) Октябрь 2023 Подписаться

С.И. Мамонтов с керамической фигуркой во дворе Бутырского завода. На заднем плане — здание формовочной мастерской. 1900-е годы

Годы жизни в Москве были для Александра Яковлевича Головина — впоследствии выдающегося театрального художника — временем выбора своего пути в искусстве. Москва — родной город Александра Яковлевича, Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества — alma mater: здесь он два года проучился на архитектурном отделении (с 1881‑го), затем окончил живописное (1883–1889). Среди судьбоносных событий этого периода — знакомство с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, вхождение в круг лучших московских живописцев, а затем и в более узкий элитарный Мамонтовский кружок, совместная работа с Е.Д. Поленовой (с 1890 года до ее безвременной смерти). А.Я. Головин пробует себя в разных жанрах — живопись, оформление интерьеров, эскизы мебели, текстильных панно, предметов быта… Заметное место среди всего перечисленного занимает занятие керамикой в Абрамцевской гончарной мастерской С.И. Мамонтова, который первым в России обратил внимание на этот отделочный и декоративный материал, положив начало новому направлению в отечественном декоративно‑прикладном искусстве. Увлекающийся и неутомимый, Савва Иванович обладал способностью заражать своими пристрастиями окружающих. Практически все участники Абрамцевского кружка в 1890‑х годах успели отдать дань керамике — даже такие далекие от прикладного искусства, как К.А. Коровин и В.А. Серов. Неудивительно, что, оказавшись благодаря дружеским связям с В.Д. и Е.Д. Поленовыми в этом сообществе, А.Я. Головин тоже занялся керамикой.

Большинство его керамических работ создавались за Бутырской заставой, куда мастерская переехала из Абрамцева в конце 1890‑х годов1. Тогда же С.И. Мамонтов начал широкомасштабную подготовку к Всемирной выставке в Париже 1900 года, на которой собирался представить достижения Абрамцевских мастерских — столярной и гончарной. На Бутырском заводе изготавливались детали выставочных павильонов русского Кустарного отдела, выполнявшиеся по эскизам К.А. Коровина, И.Е. Бондаренко2 и А.Я. Головина. Здесь же были выполнены и многие экспонаты — так, осенью 1899 и зимой 1900 года М.А. Врубель создал знаменитые керамические циклы «Снегурочка» и «Садко», камин «Микула Селянинович и Вольга»3, работал с керамикой и Головин. В процессе подготовки Александр Яковлевич, увлеченный интерпретацией вещной сферы народного быта и растительной орнаментикой крестьянского искусства, сделал несколько предметов мебели, блюд и декоративных сосудов, стилизованных в древнерусском стиле. Выбор стилистики, думается, обуславливался не только личными предпочтениями, но и общей направленностью экспозиции Кустарного отдела, акцентировавшей национальный характер экспонатов4. Вторая выставка журнала «Мир искусства», прошедшая в преддверии открытия Парижской с 28 января по 26 февраля 1900 года и ставшая своего рода пробной для будущей экспозиции Русского отдела, уже монографически представила А.Я. Головина в качестве мастера декоративно‑прикладного искусства5: посетители увидели немало его работ в разных жанрах — три фриза, резную раскрашенную дверь, два панно‑аппликации на ткани, две занавеси, два рисунка переплетов, заставку и два варианта обложки «Мира искусства», мебель (стол, четыре стула и кресло), а также, видимо, почти все изделия, выполненные им к тому моменту из керамики — камерную изразцовую печь и печь‑лежанку, деревянно‑керамический умывальник, два блюда с «Жар‑птицами», кувшин, братину6. Судя по опубликованным снимкам, можно утверждать, что керамика А.Я. Головина и М.А. Врубеля на выставке доминировала.

Как позднее писал о Головине С.К. Маковский, «проявившаяся в художнике с детства любовь к сказке ожила в нем под влиянием заграничных поездок, дружбы с семьями Поленовых и Якунчиковых и участия в том знаменитом кружке художников, мечтающих о возрождении русского кустарного стиля, который образовался в 90‑х годах вокруг Саввы Ивановича Морозова (ошибка: Мамонтова. — М. Н.) и Виктора Васнецова»7. Любопытно, что Маковский — петербуржец, лишь издали знакомый с художественной жизнью Москвы — хотя и ошибается в фамилии мецената, точно определяет значимость мамонтовского кружка в московской биографии А.Я. Головина. В обращении Александра Яковлевича к русскому крестьянскому искусству важную роль сыграли и впечатления от Русского Севера. На это обратил внимание еще К.А. Коровин, вспоминавший: «Отправляясь в свою поездку на Север, в Архангельск, я пригласил с собою А.Я. Головина. В Архангельске мы смотрели с ним церкви, работы крестьян, дуги, сани, рубахи, вышивки, валяные сапоги... Любовались и разглядывали их узор, окраску... На Парижской выставке 1900 года он выставил свои прекрасные майолики, мебель»8. (Известно, однако, что в полномасштабном путешествии с Коровиным по Русскому Северу Головин не участвовал — скорее всего, вместе они доехали только до Архангельска.)

Начиная трудиться в новом для себя жанре, А.Я. Головин, несомненно, так или иначе соотносил свои работы с керамическими произведениями М.А. Врубеля, участие которого в работе Абрамцевской гончарни стало самым значительным и счастливым периодом ее истории, а великолепные врубелевские печи и майоликовые пластические сюиты конца 1890‑х годов к «Снегурочке» и «Садко» (по мотивам оперных спектаклей) — наивысшими достижениями первого десятилетия ее существования. Впоследствии Александр Яковлевич писал: «Я работал с ним (Врубелем. — М. Н.) в абрамцевской мастерской Мамонтова. И вот смотришь, бывало, на его эскизы, на какой‑нибудь кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра, и чувствуешь, что здесь “все на месте”, что тут ничего нельзя переделать»9. Нащупывая собственный стиль в прикладном искусстве, Головин, по‑видимому, невольно соотносил создаваемое им с приемами великого художника. Отголоски этих размышлений чувствуются, к примеру, в суждении Александра Яковлевича о знаменитых львиных масках (называемых им «тиграми»)10: «Вспоминается мне и другая работа Врубеля, сделанная по заказу Мамонтова, — две стилизованные головы тигров на фасаде флигеля мамонтовского дома. Каждый раз, проходя мимо этого дома, я останавливался и любовался врубелевскими зверями — так в них великолепно воплощена дикость хищников, так они выразительны, несмотря на стилизацию, или, может быть, именно благодаря ей»11...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (394) Октябрь 2023 И это все о ней — литературе...
«Вас развратило Самовластье…» Анализ одного из стихотворений Федора Ивановича Тютчева (1803–1873)
Под сенью имени великого отца Дочь А.С. Пушкина Мария Александровна Гартунг (1832–1919) — попечительница Пушкинской народной библиотеки-читальни
День рождения маршала Когда родился маршал А.М. Василевский?
Малороссы против украинцев Зенит и закат польского украинофильства в XIX веке
«Очень люблю писать с натуры» О московском художнике Сергее Анатольевиче Сиренко
«Здесь так утешно верить и молиться…» Московская тема в творчестве поэта Андрея Михайловича Голова (1954–2008)
«Вам Красота всю жизнь была девизом…» Архитектурная керамика художника Александра Яковлевича Головина (1863–1930) в развитии национального варианта стиля модерн
А.С. Пушкин и «муравейник» О некоторых знакомствах поэта
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*