Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.07.2021
Из истории предпринимательства в России Автор: Валентина Петровна Блохина, Татьяна Михайловна Иванова
Дом бояр Романовых. Открытка начала ХХ века
«Принимаю на себя производство работ…» №8 (368) Август 2021 Подписаться

Сущевский полицейский дом на Селезневской улице, выстроенный подрядчиком Ф.Н. Челноковым в 1851–1852 годах. Из альбома «Здания Московского городского общественного управления начала ХХ века»

По сведениям справочников 1870-х годов, Челноковы являлись выходцами из старинного купеческого рода1. Однако это не совсем так. Происходили они из крепостных крес­тьян деревни Саврасово Подольского уезда Московской губернии, лишь в начале XIX века получивших вольную от князя Александра Михайловича Голицына2. Вчерашние холопы, снявшись с места, в ноябре 1807 года прибыли в Москву.

Обоз двигался немалый: глава семьи Михаил Федорович (1747–?), его суп­руга Авдотья Евдокимовна (1851–?), сыновья Никифор (1770–1844) и Иван (1781–1815), невестки, внуки, правнуки, племянницы3. Для столь многочисленной родни М.  Ф. Челноков приобрел дом в 4-м квартале Яузской части в приходе храма Святителя Николая на Болвановке4.

Благодаря своей сметливости и предприимчивости Челноковы быстро влились в московское купеческое сословие. Уже в 1811 году Михаила Федоровича причислили к третьей гильдии5. По стопам отца последовал и сын Никифор, в 1826 году состоявший купцом той же гильдии. О его успехах можно судить по количеству скупавшейся им недвижимости. Помимо дома в Яузской части, приобретенного отцом, Н. М. Челноков имел в Москве еще четыре домовладения — в Сущевской и Рогожской частях6. Кроме того, после 1812 года семейство выстроило дом у старых Тверских ворот (ныне — площадь Белорусского вокзала), в 1830-х годах перешедший некоему Хомякову7. Не оставили купеческого дела и сыновья Никифора — Алексей, Михаил и Федор. О последнем стоит сказать отдельно.

В 1834 году Федор Никифорович Челноков (1792–1859), как тогда говорилось, «состоял в особых капиталах», выделенных ему отцом8, а через пять лет числился московским купцом первой гильдии. Собственный его дом находился в Рогожской части на Воронцовской улице в приходе церкви Воскресения Словущего на Таганке9 (не сохранилась). Видимо, удача сопутствовала братьям, поскольку в 1855 году они удостоились звания потомственных почетных граждан10.

На следующий год в приходе церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех (Мясницкая часть) Федор Никифорович купил домовладение и существенно изменил планировку участка, пристроив к главному дому одноэтажный каменный жилой объем с подвалом и крыльцо. Фасад увеличенного в размере здания, выходящий в Хохловский переулок, заново отделали. В западном углу участка появилось одноэтажное строение — конюшня и сараи.

Это домовладение переходило по наследству, оставаясь в собственности Челноковых до 1895 года. За четыре десятилетия его площадь увеличилась за счет присоединения соседнего участка № 428 и с юга — узкой полосы земли с садом. В наше время главный дом подготовили к сносу, но усилиями общественности, ратующей за сохранение московской старины, особняк, кажется, удалось отстоять11.

Широкую известность Федор Никифорович получил, выполняя в 1850-х годах подрядные работы в Москве и в уездах Московской губернии. Его привлекли к перестройке главного корпуса и возведению каланчи Сущевского съезжего дома по проекту архитектора М. Д. Быковского12. В зданиях, включая нетронутые переделкой правый и левый флигели, располагалась полицейская часть, а на каланче дежурили пожарные (ныне здесь, на Селезневской улице, разместился Центральный музей МВД России).

В 1855 году Челноков подрядился выполнить капитальный ремонт монумента на Бородинском поле, а именно — устранить «разные неисправности, оказавшиеся как в самом памятнике, так и в домике для инвалидов». Сметная стоимость работ составила 1761 рубль13, но подрядчик «изъявил желание произвести исправление» за гораздо меньшую сумму — 1400 рублей14.

В августе того же года Федор Никифорович получил подряд на сооружение двух караульных будок при трассе нового Мытищинского водопровода. Одну предполагалось поставить на правом берегу Яузы, другую — на левом берегу Ички — притока Яузы. В будках должны были разместиться «нижние чины <…> для надзора за чугунотрубным водопроводом». Поскольку воду намеревались пустить предстоящей осенью, «работы <...> по экстренности своей никакого отлагательства» не терпели. Однако за дело взяться удалось с опозданием на месяц — 27 сентября. Из-за спешки пришлось задействовать более 60 чернорабочих и около 200 специалистов — плотников, столяров, каменщиков, печников, маляров, штукатуров. Материалы подвозились на 70 лошадях. Стройка завершились 23 ноября и через пять дней была освидетельствована начальником московских водопроводов бароном А. И. Дельвигом15...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (368) Август 2021 В этом выпуске :
В России и в эмиграции О московском предпринимателе, общественном деятеле, благотворителе Николае Тимофеевиче Каштанове (1874–950)
«Принимаю на себя производство работ…» О московских заводчиках, строителях, купцах Челноковых
«Исполнение точное и по умеренным ценам» О московском купце Василии Ивановиче Жолобове (1845–1913)
Наследие торговопромышленного класса старой Москвы К 30-летию выставки «Москва купеческая» (1991)
Московская Атлантида Краеведческие прогулки по Марьиной Роще и ее окрестностям
Реформатор московского балета О выдающемся танцовщике и балетмейстере Александре Алексеевиче Горском (1871–1924)
Здесь жили художники… История владения на Большой Полянке, 44
«Певец нелицемерный» О поэте и переводчике Ермиле Ивановиче Кострове (1755–1796)
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект