Вид павильона, где размещался горнозаводской и фабричный отделы
В 1887 году в Екатеринбурге с успехом прошла Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. Идею ее проведения выдвинули тремя годами ранее члены Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ)1, вдохновленные состоявшейся в Москве Всероссийской промышленно-художественной выставкой (1882), вслед за которой подобные мероприятия начали организовывать и в провинции. Среди них Сибирско-Уральская выставка оказалась наиболее масштабной. Главная цель состояла в том, чтобы привлечь к развитию региона деловых людей со всей России. Оргкомитет разослал приглашения в губернские и уездные центры Сибири, Урала и Приуралья, а также в Москву, Санкт-Петербург, крупные города Поволжья и даже Средней Азии — Ташкент, Бухару, Самарканд. Итоговый обзор для прессы по итогам работы выставки подготовил выдающийся географ, антрополог, этнограф, археолог Дмитрий Николаевич Анучин (1843–1923)2.
Большую помощь организаторам оказали москвичи. Москва активно участвовала в сборе средств на проведение выставки по объявленной в городах европейской России подписке. Откликнулись, в частности, предприниматели Александр Павлович Осинов и Владимир Карлович Фирганг3. Крупные взносы сделали товарищество «Саввы Морозова сын и К°», товарищество Тверской мануфактуры (штаб-квартира которого располагалась в Москве), торговые дома «Братья Овсянниковы и А. Ганшин с сыновьями», «И. М. Калин и К°» и другие фирмы4. Москвич Н. М. Владимиров помогал в «составлении проектов жетонов величиной с 3-копеечную монету нынешнего образца с надписями: с одной стороны — “В память Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г. в Екатеринбурге”, а с другой — “Уральское общество любителей естествознания”»5. О льготных условиях доставки грузов на выставку объявили московские транспортники: «Конторы транспортирования кладей (грузов. — Н. В.) Лузина принимают от Москвы до Перми и обратно научные экспонаты по 30 коп. с пуда во время навигации»6. Наконец, среди 3 с лишним тысяч экспонентов выставки, проходившей с 14 июня по 15 сентября, оказалось немало промышленников и предпринимателей из Москвы. Обо всех в небольшом очерке, конечно, не расскажешь, тут потребовалась бы целая книга. В данном случае мы хотели бы лишь, приведя ряд примеров, охарактеризовать общую картину московского присутствия на екатеринбургском смотре достижений империи в различных сферах хозяйственной деятельности.
* * *
Купец Теофил Иванович Гаген (1831–1912), происходивший из дворян Эстляндской губернии, представил в Екатеринбурге «типографские товары, печатные работы, штемпеля, печати, клише и пр.». В 1862 году он открыл в Москве торговлю писчебумажным товаром, а в 1868‑м уже значился купцом второй гильдии. В 1876-м расширил дело, открыв типолитографию с переплетной мастерской (изготовление конторских книг), через несколько лет — первую в России фабрику каучуковых штемпелей. Организовал представительство по продаже в России американских пишущих машин «Хаммонд» и «Ремингтон», основал торгово-промышленное товарищество «Т. И. Гаген» с отделениями в крупных городах империи. Продукция Гагена не раз удостаивалась наград на выставках — как российских (золотой медали на Московской политехнической, 1872, серебряных медалей на Московской технической, 1879, и Всероссийской промышленно-художественной, 1882, золотой медали на Юбилейной выставке поощрения трудолюбия, 1885), так и международных (бронзовой медали на Всемирной выставке в Вене, 1873)7.
* * *
Владелец типолитографии Мориц Иванович Нейбюргер оформил экспозицию изделий «своих мастерских: коллекция акций, чеков, хромолит. ярлыки, портрет Его императорского величества Александра II, коллекция типографских работ». Предприятие М. И. Нейбюргера существовало с 1864 года. Одновременно с занятием типографским бизнесом он редактировал собственное периодическое издание «Охотник: еженедельный иллюстрированный журнал, посвященный всем отраслям спорта». Журнал выходил по четвергам в 1887–1889 годах. Каждый номер состоял из 12 полос и печатался увеличенным форматом с огромным количеством иллюстраций и заставок. На тот момент журнал являлся едва ли не единственным периодическим изданием, освещавшим деятельность спортивных и охотничьих сообществ. Он распространялся не только в России, но и в Германии, Англии, Франции, Бельгии, Италии. Публикации были разнообразны — от серьезных научных статей до литературных зарисовок в жанре охотничьего фельетона. Материалы поступали из всех уголков России. В разделе «Смесь» помещались новости, в конце каждого выпуска — объявления. Впечатляет также список выпущенных типолитографией М.И. Нейбюргера ныне раритетных изданий8.
* * *
Первоклассные парфюмерные товары — духи, одеколоны, мыло и тому подобное — представила фирма «Брокар и К°». В 1861 году француз Анри Брокар переехал из Парижа в Москву и получил место на одном из парфюмерных производств. Усовершенствовав процесс создания концентрированных духов, он продал свое открытие французской фирме «Рур Бертран» за 25 тысяч франков и на эти деньги основал в Москве собственное производство, постепенно сделавшееся одним из крупнейших в России. Усилия коммерсанта были оценены по достоинству: «империя Брокара» стала поставщиком двора «Ее императорского высочества Марии Александровны, герцогини Эдинбургской» и удостоилась наград на выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюмерной промышленности9.
* * *
Нефтепромышленное товарищество «С. М. Шибаев и К°» демонстрировало продукцию бакинских нефтяных заводов. «Сидор Мартынович Шибаев <…> был одним из первых пионеров не “нефти” вообще, а использования нефти для производства машинных (смазочных) масел <…> в широком масштабе»10.
Интересно, что в историю отечественного предпринимательства С. М. Шибаев (1817–1888) сначала вошел как «один из крупнейших фабрикантов России, <…> владелец обширной ткацкой и ситценабивной фабрик при сельце Истомкине Богородского уезда»11. В 1858 году там трудилось до 3 тысяч человек12. В 1880-м Шибаев еще больше расширил ткацкое производство, купив фабрику промышленника Скороспелова по производству одежных тканей. Шибаевское дело было одним из самых доходных в России. И вдруг… нефть. Поворот, прямо скажем, необычный. Сидор Мартынович решил освоить почти не развитое у нас на тот момент производство из нефти керосина, смазочных масел и другой продукции. Перед этим он совершил двухмесячную поездку на Апшеронский полуостров. В 1877 году тут добывалось 12,5 млн пудов нефти. «Стоимость одного пуда нефти снизилась до 0,5 копейки. <…> Стоимость одного пуда керосина составляла 80 копеек — в три раза ниже, чем в Москве»13. С. М. Шибаев решил рискнуть и вложил весь свободный капитал в нефтянку...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru