Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
История, истории... Автор: Алексей Владимирович Шульгин
Константин Константинович Флёров рисует зубров в Приокско-Террасном заповеднике
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Владимир Моисеевич Смирин

Начнем со скульптора Александра Михайловича Белашова (1933–2011). Он родился в Ленинграде. Его матерью была выдающийся скульптор-монументалист, график, педагог, народный художник СССР Екатерина Федоровна Белашова (Алексеева, 1906–1971), о которой С. Т. Коненков писал: «Е. Ф. Белашова — это чисто русский талант. В своих работах она выражает душевную красоту русского народа. Образы ее произведений рождены всем укладом нашей жизни, мужеством русских людей, красотой родной природы, замечательным народным искусством».

Отец Александра — Михаил Гаврилович Белашов (1903–1941), тоже скульптор, учился во ВХУТЕИНе. «Непродолжительная творческая деятельность М. Г. Белашова пришлась на предвоенные годы. Скульптору было 37 лет, когда он ушел добровольцем на фронт и погиб в боях под Москвой», — говорится в заметке Н. Денисовой (http://tretyakovgallery.blogspot.com/2018/06/blog-post_26.html). Незадолго до того Михаил Гаврилович писал с фронта жене: «Милая Катя, <…> я мчусь на запад. <…> Пожелай мне лучшего, чего только можешь пожелать. <…> Мне хотелось бы, чтобы ты стала лучшим скульптором в стране, чтобы жизнь в искусстве для тебя была главной, но, живя в искусстве, нельзя не жить в жизни. Поэтому живи в жизни полно и радостно. Все, что ты делаешь и делала, все прекрасно, ибо все у тебя подчинено движению души искренне и чисто, потому прекрасно».

В 1960 году Александр окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ). Искусствовед В. А. Тиханова отмечала: «Герои его — звери и птицы нашей страны, он изучал их во время поездок по стране в 1960–1970-е годы. Одно из первых путешествий — в Восточную Сибирь в 1965 году — познакомило его с оленями и другими обитателями края. Летом 1968 года Белашов рисовал моржей на Чукотке, на Командорских островах наблюдал котиков и сивучей. Творческий процесс у художника начинался с натурных набросков, в которых изучается объем, движение и т. д. Отсюда рождаются и станковые листы в разных техниках, и скульптура. Интересуют его и травы — особая, почти самостоятельная часть творчества художника»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*